— Как и когда вы оказались в Москве?
— Я приехал шесть лет назад. Мне предложили поработать полгода в московском отделении банка. Полгода превратились в год, потом в два, и, как видите, я до сих пор в Москве.
Родился в маленьком городке недалеко от Амстердама, окончил Университет Эразма в Роттердаме. В Москву приехал в 2008-м как сотрудник банка. В 2011-м основал компанию Costume Code, торгующую костюмами на заказ для деловых людей. Портные во Франции, в Испании и Тунисе шьют по меркам, снятым в Москве. С деталями костюма можно ознакомиться на сайте или странице в Facebook, а пощупать руками ткань — в магазинах в центре Москвы. А теперь и в городе Сургуте.
— Как же получилось, что вы оставили работу в банке и начали торговать одеждой?
— В каждом банке действует, как правило, свой дресс-код. Я увидел, что для сотрудника московского банка стильно одеться, соблюдая эти правила, задача не из простых. Мои московские коллеги решали проблему шопингом в Европе. И сам я по собственному опыту работы в Амстердаме знал, что там много фирм, которые шьют красиво и доступно для тех, кто вынужден считаться с дресс-кодом, даже самым строгим. Так возникла мысль заполнить эту рыночную нишу.
— А раньше вы имели отношение к индустрии моды, к швейному делу?
— Никогда. По образованию я финансист. Я окончил Университет Эразма в Роттердаме. Родился неподалеку от Амстердама.
— Когда вы решили расстаться с банковским бизнесом?
— В Москве я проработал в банке около трех лет. Четыре года назад мы начали обсуждать с русским партнером коммерческий проект. Назвали его Costume Code. Параллельно в банке и над новым проектом я работал всего пару месяцев. И вот уже три года занимаюсь только костюмами.
— Ваш партнер тоже финансист?
— Вовсе нет. У Екатерины Лопаткиной большой опыт в творческих специальностях. Она сама хорошо рисует и прекрасно разбирается в дизайне и веб-дизайне, в маркетинге, в продвижении в соцсетях, в подборе персонала. Мы идеально дополняем друг друга. Я занимаюсь логистикой, производством, скучными бухгалтерскими делами, а Катя участвует в проекте, используя свои творческие способности и опыт.
— Во сколько обходится открытие подобного проекта?
— Мы часто обсуждаем эту тему с инвесторами, с партнерами по франчайзингу, поэтому сразу скажу: открытие такого рода магазина с момента первых инвестиций обойдется от 4 млн (около 80 тыс. евро) до 6 млн рублей, зависит от размеров. Сюда войдет все: аренда, ремонт, мебель, оформление бумаг, манекены, обучение сотрудников, зарплаты.
Конечно, много средств уходит на аренду, но наша особенность в том, что больше всего денег и усилий требует сам процесс пошива одежды. Мы используем довольно дорогие ткани, наши портные находятся далеко от России. Но результат оправдывает сложности: стоимость пошива костюма у нас варьируется от 29 900 до 70 000 рублей и зависит только от выбранной ткани.
— Начиная бизнес, вы брали кредит в банке?
— Никаких банков. Мы вкладывали собственные деньги. Брать кредиты — дорогое удовольствие, но дело не только в этом. Когда не знаешь заранее, будет ли твой проект эффективен, идти в банк очень рискованно. Другое дело сейчас, когда все процессы отлажены, когда можно количественно измерить нашу эффективность. Теперь уже можно обсуждать инвестиции.
— Легко ли торговать с Москвой, наладив пошив в других странах? Вы сами ездите в Италию договариваться о тканях?
— Нет, с Италией вопросы решаем по электронной переписке. Мы выбираем итальянские ткани из соображений качества, а не бренда. Мы можем шить очень дорогие вещи из дорогих тканей известных фирм, но это не наша специализация. Регулярно я езжу лишь в Амстердам — там не только моя семья и друзья, голландцы по-настоящему разбираются в хороших костюмах, в Амстердаме много компаний вроде нашей, и я набираюсь там интересных идей.
Что касается портных, то для нас шьют в Испании, во Франции и в Тунисе. Конечно, прекрасные портные есть и в Великобритании, и в Италии, но тогда наши костюмы стоили бы баснословные деньги, а это не входит в наши планы.
— Как вам удалось найти портных?
— А вот этого я не скажу, это наше ноу-хау. Было трудно, на поиск ушел не один год. Зато теперь есть отлаженная система, все работает.
— Но еще дешевле было бы шить в России. Неужели у нас нет хороших портных?
— Мы пробовали сотрудничать с российскими мастерами. Но здесь нет стабильной инфраструктуры, позволяющей работать сразу, без дополнительных вложений.
— В Китае шить было бы не дешевле?
— В Китае, конечно, есть хорошие портные. Но нам их найти не удалось. Я поясню, что я понимаю под качеством. Нам не годится портной, который в девяти случаях из десяти сошьет прекрасно, а на десятый позволит себе расслабиться. Нам нужно, чтобы сшито было достаточно хорошо в 99,99% случаев. Но есть еще люди, которые делают примерки. Вот они все русские. Вообще в нашем постоянном штате из 15 человек иностранец один я. Примерка тоже квалифицированная работа, но мы потратили время на отбор и на обучение, и теперь, спустя три года у нас сложилась прекрасная команда.
— Сколько у вас магазинов? Где ваш центральный офис?
— В Москве два: в Спиридоньевском переулке и на Остоженке. Там помещение поменьше, но оно очень уютное. В Спиридоньевском более деловая атмосфера. Недавно открылся магазин в Сургуте — наша франшиза. А офис у нас в коворкинге «Рабочая станция» в Нескучном саду.
— Место прекрасное, но там же нет закрытой комнаты, где можно спокойно обсуждать вещи, не предназначенные чужим ушам.
— У нас есть свой стол, но никаких стен. Мы открыто обсуждаем наши дела, а если все-таки понадобится посекретничать, мы выйдем во дворик и с глазу на глаз под деревьями все обсудим. Или воспользуемся комнатой для переговоров. Не вся наша компания собирается там, но и Екатерина, и главный бухгалтер, и специалисты по маркетингу, логистике, я сам — мы работаем там регулярно. В Москве 10–15 мест для коворкинга, но «Рабочая станция» в Нескучном саду место удивительное, особенное.
— Насколько в современных условиях важны онлайновая и офлайновая составляющие торговли?
— Facebook и Instagram — лучшие площадки, где мы можем показать людям то, чем торгуем. На фото можно разглядеть фактуру ткани, швы, пуговицы, как обметаны петли для пуговиц — по этим деталям судят о качестве работы. Люди видят мягкую линию плеч, благодаря которой костюмы приобретают модный итальянский стиль. В соцсетях можно пообщаться с людьми, узнать, что хотят клиенты, что им нравится и не нравится. У нас небольшая компания, и мейнстримные медиа вроде GQ, Man's Health или FHM нам не подходят из-за масштабов цен на рекламу.
— Есть ли клиенты, которые вообще не заходят в ваши офлайновые магазины?
— Да. Если они выбрали ткань, фасон, форму петель, заказали через сайт примерку на дом, им нет необходимости приходить к нам на Остоженку или в Спиридоньевский. Очень удобно. Но я не верю в торговлю одеждой без магазинов. Всегда найдутся люди, которые хотят потрогать ткань, обсудить фасон. Я считаю, что для такого бизнеса идеальна комбинация онлайновой и офлайновой торговли.
— Ваши клиенты в основном бизнесмены?
— Да. Банкиры, юристы, сотрудники консалтинговых компаний — таких, где требуется дресс-код. Иногда они заказывают заодно и костюмы для свадьбы или для ресторана и вечеринки.
— Чиновники захаживают? У них ведь тоже дресс-код.
— Не часто. У них обычно другие масштабы трат, другие критерии. Наша сила — в относительно недорогих костюмах хорошего качества, без громких брендов. Я бы сказал, что в этой нише у нас нет в Москве явных конкурентов, а в другие ниши мы не стремимся. Сейчас открылся магазин в Сургуте. Там нашелся предприниматель, которому нравится наша идея и который готов вложить деньги. Но мы не планируем расширяться наподобие московских гигантских торговых сетей. У небольшой компании есть преимущества. Мы никому не мешаем и занимаем свое место.
— Москва — модный город? Или отстает от Европы?
— За этим следит Екатерина. Не думаю, что отстает, но дело не в этом. Для деловых костюмов существуют правила. Но правила надо знать и уметь играть с ними, оставаясь внутри них. Мы правила знаем и стараемся сделать наши костюмы не скучными: варьируем ткани, покрой. Проблема России не в отставании от деловой моды, а в незнании правил. Они очень простые. В офис не приходят в зеленой рубашке и так далее. А мода прихотлива, следовать ей совсем не то же, что следовать правилам.
— Комфортна ли Москва для жизни иностранца?
— Да, вполне. За последние лет пять произошли большие изменения. Вот в Голландии ничего не меняется. В Москве даже появились прокатные велосипеды на улицах. Конечно, Москва совершенно не велосипедный город, он плохо к этому приспособлен, но я уже несколько раз брал велосипед.
— Какая у вас машина?
— Никакой! Вот велосипед собираюсь здесь купить. В Голландии у меня три велосипеда, но там велосипед еще и средство передвижения, здесь же он исключительно для развлечения. В Москве, как и в любом большом городе, важно соблюдать баланс между интенсивной работой и возможностью расслабиться, побыть на природе. У Катиной семьи есть дача, я иногда езжу туда за тишиной. Да и в Голландии я отдыхаю от бешеного московского темпа.