— С какого вида деятельности вы начинали свою профессиональную карьеру?
— В университете Клермон-Ферран, который окончил в 2006 году, я получил образование в области экономики и менеджмента. Но мне хотелось работать не наемным работником в банке или других частных заведениях, а на себя. Привлекательными казались развивающиеся рынки. Я собрал чемодан и отправился в Южную Америку. Четыре года жил в Аргентине и Чили. Давал консультации по инвестициям.
— Как попали в Россию?
— Однажды в Буэнос-Айресе мы с друзьями обедали в кафе. За столом зашел разговор о самых сокровенных желаниях. Я сказал, что хотел бы отправиться в кругосветное путешествие и посетить как можно больше стран, в числе которых должна быть Россия. Вскоре узнал, что французской финансовой группе Groupe Crystal нужен управляющий российским филиалом. Я подал заявку, и мою кандидатуру утвердили. В двадцать восемь лет я отправился в Москву.
— Какими были первые впечатления?
— Коллапс и хаос! Мы прилетели в международный аэропорт Шереметьево, где сотни пассажиров по несколько часов стояли в очереди на паспортный контроль. Багаж получали в страшной давке… Этот терминал тогда еще не был реконструирован. Гостиница была забронирована на юго-западе Москвы, чтобы до нее добраться, пришлось долго ехать по Московской кольцевой автомобильной дороге. Столица России тогда мне показалась неуютной.
Но потом мои впечатления изменились. Я обнаружил, что Москва достаточно динамичный город, люди здесь открытые и сердечные. Отметил отлично организованную систему общественного транспорта. В Москве также много кафе и ресторанов, где можно быстро перекусить. Это настолько большой город, что всегда есть куда сходить и что посмотреть. В общем, понял, что скучать мне не придется.
— Как складывались деловые контакты?
— В основном я работал с французами и с русскими тесно не контактировал. Моей задачей было найти обеспеченных людей и подсказать им, куда лучше инвестировать средства. После двух лет работы в Москве компания вышла здесь на хорошие позиции. Меня решили повысить и направили на работу в Люксембург. В этом маленьком суверенном государстве я успел поработать только год, и меня потянуло назад, в Россию. Я успел «прикипеть» к Москве, где остались мои друзья, где природа и характеры людей будто взяты из романов Достоевского и Толстого. Тогда же понял, что для эффективных коммуникаций лучше все-таки знать язык.
— Насколько русский язык оказался сложным для вас?
— Русский язык не сложный, но, чтобы говорить на нем, требуется время. Сначала я учил русский по учебнику. Потом понял, что это не работает, и стал заниматься с преподавателем.

– Как и в Европе, в России ощущается высокая конкуренция – рынок здесь уже сформировался, внести что-то кардинально новое достаточно сложно. Как следствие, в последнее время мы наблюдаем консолидацию небольших выставок в более крупные мероприятия, что ведет к их качественному улучшению и большей рентабельности.
В мировом выставочном бизнесе при выборе локации для проведения выставки главную роль играет состояние рынка. Есть два пути входа. Первый – органичный, когда до выведения нового мероприятия на рынок создается базис, на котором выстраивается будущее мероприятие. В данном случае речь идет лишь о штате сотрудников, затратах на рекламу и аренду выставочных площадей. Стоимость аренды зависит от концепции и объема выставки. Это основная статья расходов для организаторов.
Например, впервые проведенный осенью 2016 года Международный автобусный салон Busworld Russia powered by Autotrans, объединивший российских и международных производителей пассажирского транспорта на одной площадке в Москве. Развитием выставки занимается компания ITEMF Expo, созданная нами совместно с ITE Москва в 2015 году. Целью создания ITEMF Expo было развитие выставок автомобильной тематики – COMTRANS и Busworld Russia – на основе опыта проведения MIMS Automechanika Moscow. Выгода от создания совместной компании очевидна: «Мессе Франкфурт» обладает опытом международных продаж и продвижения брендов, ITE имеет широкую экспертизу на локальном рынке.
Второй путь – деривативный, или приобретение уже известного на рынке мероприятия в рамках стратегии развития компании, географического или продуктового. Пример – выставка Light+Building во Франкфурте и покупка Interlight Moscow в рамках развития бренда в России. При деривативном подходе компания инвестирует в проект или целый бизнес. Стоимость инвестиций оценивается методом дисконтирования денежных потоков (DCF-метод). Внутренняя политика, безусловно, влияет на критерии оценки. Диапазон капитализации выставочной компании очень широк. Крупные игроки оцениваются в миллиардные суммы.
По моему мнению, Москва сохранит статус привлекательного выставочного города. Многие организаторы запускают свои проекты именно здесь, в городе, где есть функциональные выставочные комплексы, международное транспортное сообщение и ведется международный бизнес.
— Трудно было открыть собственное дело?
— В 2013 году я встретил в московском кафе Патриса Ле Ланна (Patrice Le Lann), у которого был большой опыт в организации выставочных проектов и конференций в России, Польше, Украине и ОАЭ. Мы подумали, а почему бы нам не организовать в Москве выставку для иностранцев? Я убедился, что экспаты совсем не много знают о городе, где живут. Порой они не представляют, где найти в Москве международную школу для детей, хорошего зубного врача или клинику, где персонал говорит на английском языке. Они задаются вопросом, чем заняться на выходных, как организовать свой досуг или, скажем, где в условиях санкций найти хороший сыр. Об этом можно было спросить своих друзей или… пойти на выставку, где собрано множество компаний, и получить все необходимые контакты.
Патрис Ле Ланн стал моим партнером. Мы организовали компанию Expolife Group, офис которой находится в бизнес-центре в Гамсоновском переулке.
— Какую сумму пришлось вложить?
— Вообще, чтобы открыть бизнес в России, нужно инвестировать в свое дело около десяти тысяч евро. Мы с партнером вложили в наш крупномасштабный проект сумму на порядок больше. Нам нужно было арендовать большие площади, привлечь квалифицированный персонал.
Первая выставка-форум Foreignerslife прошла в Центре международной торговли в феврале 2016 года. Ее участниками стали 120 компаний. Хочу признаться, что привлечь их к участию в выставке было непросто, так как это новый для них сегмент. Что касается посетителей, то их было порядка 10 тысяч. В основном это были экспаты, которые приходили на выставку вместе с женами и детьми. Впервые в одном месте «из первых уст» можно было получить ответы на вопросы, касающиеся различных сервисов: образования, медицины, спортивных клубов, производителей и дистрибьюторов продуктов питания и товаров. Наше мероприятие стало «окном в Россию» для иностранцев, которые работают в столице или только собираются открыть свой бизнес в стране.

– Говоря о состоянии выставочного бизнеса, надо понимать, что доля России на мировом выставочном рынке не превышает 2%, в то время как доля Германии – 70%. Доля выставочной отрасли в ВВП самой России составляет всего лишь 0,044%. Это меньше, чем в большинстве крупных европейских стран, и свидетельствует о недооцененности этого сектора и резервах его развития. К примеру, в Великобритании доля выставочной отрасли в ВВП составляет 0,072%, во Франции – 0,061%, в Германии – 0,051%. Тем не менее в целом Россия находится в русле мировых тенденций.
По имеющимся у нас данным, в том числе из специализированных зарубежных источников, на российском рынке выставочно-конгрессных услуг действует более 270 операторов. В России по количеству выставочных площадей лидирует Москва, где сосредоточено около 62% общего объема площадей, на втором месте находится Санкт-Петербург – 11%, на долю остальных регионов России приходится около 27% выставочных площадей. Каждый год в выставках принимают участие около 140 тысяч российских и около 30 тысяч зарубежных экспонентов. Крупнейшие организаторы выставок в России – ITE, Экспоцентр, Крокус Экспо, РЕСТЭК, Messe Düsseldorf. На их долю приходится 55% рынка.
Кризисные явления в экономике и осложнение геополитической обстановки не могли не повлиять на московские выставки. В 2015-2016 годах наблюдается общее снижение всех основных показателей: сократились объемы арендованной площади, количество экспонентов и посетителей, в среднем на 20–30%.
При сезонном рассмотрении конгрессно-выставочных мероприятий г. Москвы можно выделить наиболее и наименее насыщенные периоды. Так, например, провальным периодом с точки зрения рынка деловых мероприятий можно считать лето – в июне количество мероприятий находится примерно на уровне мая (8 и 9% соответственно), а вот доля мероприятий, проводимых в июле и в августе, в совокупности составляет всего 2%. «Горячим» сезоном можно назвать весну – общая доля мероприятий с марта по май включительно составляет 40%. Наиболее востребованными месяцами проведения бизнес-мероприятий являются март, октябрь и апрель (17, 16 и 14% соответственно).
— Расскажите, как подбирали нужные помещения?
— С этим трудностей не возникло. В Москве много комплексов, которые пригодны для организации масштабных выставок. Нужно было только ездить, обсуждать, вести переговоры, заключать контракты.
Следом за выставкой Foreignerslife-2016 в мае мы организовали в отеле «Балчуг Кемпински» в Москве специализированную выставку для мужчин Gentlemen’s Life. Посетителями были успешные мужчины, которые знают толк в хорошей одежде, статусных аксессуарах, стремятся к безупречности во всём и любят изысканный отдых. О своих товарах и услугах рассказывали представители крупнейших ателье одежды, обувных мастерских, барбершопов, часовых брендов и тематических клубов. В рамках выставки прошли мастер-классы, в которых приняли участие опытные сомелье, фумелье, дизайнеры мужской одежды, бармены, повара и стилисты.
Я убежден, что интерес к таким выставкам будет только расти. Людям нравится узнавать о товарах и услугах в одном месте. В апреле этого года в Центральном доме художника, напротив парка имени Горького, прошла вторая выставка Foreignerslife – уже 2017.
— Кто ваши конкуренты?
— Что касается выставки Foreignerslife («Жизнь иностранцев»), то мы единственные, кто организовывает такого рода мероприятие. В марте в «Экспоцентре» прошла профессиональная выставка в сфере индустрии красоты Esthetic Life-2017. Эта тематика более привычна и знакома жителям и гостям столицы. И конечно, у нас есть в этом секторе конкуренты. Но наша компания Expolife Group всегда использует новаторскую концепцию. Поэтому наши выставки неповторимы.
— Сколько человек работает в вашей компании и как подбирали нужный персонал?
— Мы подбирали людей, которые не озвучивали бы проблему, а предлагали способы ее решения. Главными требованиями при приеме на работу были способность и желание учиться. Еще в прошлом году у нас работали только два сотрудника, а сейчас их двадцать. Это все россияне с высшим образованием. Хочу заметить, если им нравится работать в компании, они готовы «горы свернуть».
— Какой уровень их зарплат?
— 60–70 тысяч рублей в месяц. Менеджерам по продажам идут еще и бонусы с продаж. У этих сотрудников доход может быть выше.
— Вы ведь еще и преподаете – читаете авторский курс в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), посвященный инвестициям в частном секторе. Российские студенты чем-то отличаются от западных?
— Я преподаю уже третий год. Меня порекомендовал на это место друг. Сначала я провел в академии мастер-класс, а потом декан предложила вести занятия. Хочу сказать, что все в мире студенты одинаковые: есть те, кто сидит на первой парте и впитывает все сказанное, а есть лентяи, которые прячутся на галерке, чтобы заниматься своими делами.
— В чем особенность российского рынка в сфере инвестиций?
— Россияне много наличных денег держат у себя дома. Надо заметить, что здесь очень низкий уровень банковского консалтинга. Российские инвесторы ищут возможность инвестиций за границей, вкладывают деньги преимущественно в зарубежную недвижимость.
— Вы даете советы по поводу инвестиций. Можете привести пару примеров?
— Один клиент хотел, чтобы у него было достаточно денег, когда он выйдет на пенсию. Я посоветовал ему инвестировать средства в коммерческую недвижимость во Франции. Он взял во французском банке кредит под 1,5% годовых, купил жилье, которое теперь сдает и таким образом выплачивает заемные средства. Еще одному россиянину посоветовал купить в центре Москвы старую квартиру, сделать в ней ремонт и потом продать. Прибыль составила 50%.
— Сколько сами платите за аренду квартиры?
— Сначала я снимал квартиру площадью пятьдесят квадратных метров на Арбате, платил за нее шестьдесят тысяч рублей в месяц. После пяти лет работы переехал в квартиру на Большой Дмитровке, это было просторное жилье в двести квадратных метров, месячная аренда составила триста тысяч рублей. Сейчас я живу на Чистых прудах, жилье там поменьше, но о том, сколько ныне плачу за квартиру, я бы не хотел распространяться.
— Насколько Москва, на ваш взгляд, дорогой и безопасный город?
— В Москве я нахожу замечательным то, что на одни и те же продукты и услуги вам предлагают довольно широкий диапазон цен. При желании можно экономить. В то же время я считаю столицу России безопасным городом, хотя доводилось слышать немало страшилок. Лично с негативными ситуациями не сталкивался, хотя много езжу, в том числе и на общественном транспорте в «спальные» районы столицы.
— Давайте подведем итог. Стоит ли сейчас ехать в Москву, чтобы заняться бизнесом?
— Конечно стоит, несмотря на то, что экономическая ситуация в России сейчас не идеальная. Есть некая неопределенность, а соответственно, и риски. Но с другой стороны, где есть риски, там есть потенциальный успех и вознаграждение. У русских на этот счет есть две хорошие пословицы: «волков бояться – в лес не ходить» и «кто не рискует, тот не пьет шампанского». К тому же часто именно во времена кризиса приходят лучшие идеи. Не важно, какой бизнес вы начнете в России. Вы можете открыть пиццерию, кафе или обувную мастерскую, которых в Москве тысячи, но вы преуспеете, если будете делать свое дело качественно и лучше других. У вас должен быть продукт или услуга высочайшего качества по более низкой цене, чем у конкурентов.