– Вы работали для МТС, Wrigley’s, Pepsi, Orbit, приложили руку почти ко всем шоколадным брендам – Snickers, Mars. А чем особо гордитесь?
– В 1999 году в агентство «Пропаганда» пришли представители компании «Тетра Пак». Они планировали запускать новый сок, нам требовалось придумать только название. Было несколько вариантов, в результате мы остановились на одном – «Сок Я». Успешно продали бренд, теперь его можно увидеть на полках каждого супермаркета.Но самая большая гордость – работа с компанией Билайн. В 2005 году я работал в рекламном агентстве BBDO Moscow. В то время мобильный рынок переживал гиперрост. Они начали национальную экспансию. У нас было 10 дней, чтобы сделать рекламный ролик. Обычно на это требуется 3 месяца. Было очень тяжело, мы работали в бешеном ритме, команда менялась. И в партнерстве с дизайнерским агентством из Лондона мы сделали перезапуск бренда: черно-желтый полосатый объект на белом фоне. Я горжусь, что этот логотип сделала наша команда.
У нас было 10 дней, чтобы сделать рекламный ролик. Обычно на это требуется 3 месяца.
– Что за люди у вас работают, как вы подбираете персонал?
– Это креативные люди, часто с художественным образованием. Смотрим на настрой претендента, а не на знания. Знания всегда можно дать. Но человек должен верить в то, что он делает, уметь донести свои мысли и идеи, иметь свое мнение. На интервью стараюсь понять, к чему человек стремится. Однажды я спросил у соискателя, какая у него самая любимая реклама, а он мне выдал: «Да я вообще не обращаю на нее внимания». Точно так же он не мог определиться с любимым фильмом и книгой. В нашем деле человеку, который не получает удовольствия от творчества, делать нечего.В рекламном бизнесе у нас ничего нет, кроме своих людей. Они-то и определяют качество работы агентства. Наши сотрудники должны обладать хорошим настроем. Я готов тратить много времени на своих людей, мне важно их эмоциональное состояние, их мотивация. Тут важны три составляющих, три кита: God, Greed, Glory. Первое – Вера. Многие креативщики получают кайф от того, что они верят в то, что делают. Второе – Greed, жажда денег. Нередко бывает, что сотрудники получают мотивацию от денег. И третье – это слава, что тоже немаловажно. Всем приятно, когда по телевизору показывают твой ролик.
– Особенно интересно по поводу жажды денег…
– Младшие менеджеры, те, что только окончили вузы, получают в международных сетевых агентствах 30-40 тыс. рублей в месяц. Специалисты среднего звена зарабатывают по 80-100 тыс., профессионалы с большим опытом работы – 200-300 тыс., ну а зарплата иностранных креативщиков может достигать 400 тыс. рублей в месяц.
– В вашем бизнесе важно знать русский язык?
– Важно, но не скажешь, что так уж необходимо. У нас, например, креативный директор – итальянец, и он плохо говорит по-русски. Я знаю много успешных людей в России, которые не знают русского языка. Но им, конечно, не очень комфортно в коллективе. Они не могут уловить, о чем говорят коллеги в курилке… Факт того, что я – американец, который хорошо говорит по-русски, здорово помогает.
Хорошая мысль – та, которую ты можешь объяснить, пока ждешь лифта.
– А как вы оцениваете английский язык россиян?
– Найти в России человека с хорошим английским – не проблема. Я всегда говорю, что хорошая мысль – та, которую ты можешь объяснить, пока ждешь лифта. Если лифт приехал, уехал, а ты все еще рассказываешь – эта мысль не такая уж хорошая. Для краткости изложения английский язык и хорош. Но русские даже на английском языке строят большие, развернутые предложения.
– Какие качества характера в россиянах тебе импонируют, и с чем ты не можешь смириться?
– Мне нравится в русских спонтанность, готовность действовать без плана. Американцы, наоборот, должны все планировать. Им непонятно, как можно начать работать, если нет плана. Русские сходу начинают действовать, и всегда находят выход, казалось бы, в безвыходных ситуациях.А не устраивают меня в россиянах две вещи. Русские – не очень результативные, они ориентированы больше на действие, чем на результат. Я думаю, это связано с историей, с образованием. Долгие годы при социализме они работали, а что имели в результате – было неважно. Второе негативное качество – отсутствие ответственности. У россиян если что-то не получается, на это всегда находится веская причина. Сотрудник говорит, что не подписал контракт, потому что клиент ему не перезвонил, или он отправил письмо, а ответа так и не получил. Он здесь ни при чем. Мало ли, что нет результата, - он работал, а значит, молодец…
– Что изменилось бы, если бы вы работали в рекламном бизнесе в Америке?
– Такого уровня как в России, за такой срок, я вряд ли достиг бы. В Америке больше людей работает в рекламе. Но там рынок не так быстро развивается. Сидеть на одной позиции в американской компании 10 лет считается нормальным. В России карьерная лестница короче, по ней можно двигаться гораздо быстрее.
– Какие инвестиции потребуются в России для открытия рекламного агентства?
– В рекламном деле можно запускаться вообще без инвестиций, если у вас есть хотя бы один клиент. Об этом говорит история всех рекламных агентств. Все они создавались, если у человека был клиент, который был готов с ним уйти. Это позволяло арендовать офис, нанимать сотрудников. Есть замечательный пример создания американской компании Найк. Студент Фил Найт придумал гениальную схему – заказывать кроссовки в азиатских странах и продавать их на американском рынке. Первую партию обуви он продавал прямо из микроавтобуса. Там же, на улице, он встретил начинающего менеджера по продажам. Первые рекламные плакаты они делали в гараже, их рабочим столом была старая дверь. Логотип Найк (в простонародье – сопля) им придумала за 30 долларов студентка Портлендского университета...
Сидеть на одной позиции в американской компании 10 лет считается нормальным. В России карьерная лестница короче.
– Какова стоимость аренды помещений в России?
– Сейчас можно найти за 600-800 долларов за квадратный метр в год, учитывая те условия, которые необходимы для международной компании, и не жалеть, что это плохое место. Такого большого ажиотажа, какой был 5 лет назад, уже нет. Раньше нужно было выкладывать по 1,5-2 тысячи долларов за метр.
– В России выгодно делать бизнес?
– Безусловно! Здесь как биржа: чем больше риска, тем больше отдача. Если человек не хочет рисковать, отдача будет меньше, и это есть сейчас в Америке. В Штатах, если получаешь рост в 1 %, это уже – победа. В России же можно получить 15% роста. В последние десять лет была проблема не как обеспечить этот рост, а как управлять этим ростом. Потому что ты должен расти с этим бизнесом. И если ты слишком быстро растешь, построил «монстра», тебе его надо кормить, а это сложно. В одной компании, где я работал, мы не могли расти, потому что был только один IT-директор, который не успевал устанавливать компьютеры…