Business Investment Guide to Russia
Войти | Зарегистрироваться  | 
en de 中文
BIGRUSSIA
 
 

Журнал

Бизнес-клуб

Новости
BigRussia.org  Истории успеха иностранного малого и среднего бизнеса в России
О нас Архив Календарь
Рубрики журнала
  • Персона
  • Личный опыт
  • На работу в Россию
  • Торговать с Россией
  • Стартап и венчур
  • Тенденции
  • Консультации
  • Моделируем ситуацию
  • Выставки
  • Деловые центры России
  • Жизнь в России

Самые читаемые
  • Долгоиграющий тренд Управляющий партнер венчурного фонда Ventech француз Ален Каффи поддерживает долгосрочные российские проекты, потому что смотрит в будущее с оптимизмом.
  • Здесь любят Италию Итальянец Фабрицио Грилло учит москвичей своему родному языку и сам уже прекрасно понимает русских.
  • Хостел, который построил Джеймс Правила ведения бизнеса в России от англичанина Джеймса Скиннера.

Новости
  • В России создана Комиссия по Блокчейн Технологиям и Крипто-экономике В Общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия» создана «Комиссия по Блокчейн Технологиям и Крипто-экономике».
  • IR Capital Partners Общероссийская общественная организация «Инвестиционная Россия» запускает свой инвестиционный фонд IR Capital Partners для инвестиций в действующие проекты реального сектора.
  • Россия-Африка Инвестиционная Россия является надежным и правильным каналом коммуникации со странами Африки по вопросам инвестиций и торговли для российских компаний.
  • Лучший инвестиционный проект в сфере e-commerce «Инвестиционная Россия» провела конкурс, в котором определила лучшие инвестиционные проекты. В номинации «Лучший инвестиционный проект в сфере e-commerce» награжден портал OTKOROBKI.RU.



Популярное за неделю
  • Долгоиграющий тренд Управляющий партнер венчурного фонда Ventech француз Ален Каффи поддерживает долгосрочные российские проекты, потому что смотрит в будущее с оптимизмом.
  • Здесь любят Италию Итальянец Фабрицио Грилло учит москвичей своему родному языку и сам уже прекрасно понимает русских.
  • Хостел, который построил Джеймс Правила ведения бизнеса в России от англичанина Джеймса Скиннера.
  • Сын – за отцом Как американец Грегори Озтемел нашел свою медицинскую нишу в Москве.
  • Из глубины Бельгиец Йохан Вандерплаетсе считает, что международные политические шторма, бушующие в верхах, не затронут глубинных, долгосрочных бизнес-стратегий.
  • Ночной дозор Голландец Ханс Кулеман открыл в Москве бар, воссоздав в российской столице колоритный уголок Амстердама.
  • BIGMOSCOW 11.2012
  •  / 
  • Личный опыт


Шубы и оливковое масло
Для Теофаниса Вурвопулоса и его бизнеса Россия стала спасением от греческого кризиса.
Текст  Григорий Саркисов  | Фото  Фаэтон

Финансовая система Греции в кризисе. Чем все это закончится, вряд ли кто с уверенностью возьмется сказать. Поэтому греческие предприниматели ищут новые рынки сбыта своей продукции. Одним из таких рынков стала Россия. В этом году о взаимовыгодном сотрудничестве договорились Московская торгово-промышленная палата и несколько ТПП разных областей Греции. Идея создания совместной структуры, продвигающей в Россию аутентичные товары, пришла в греческие головы с год назад. Сначала всего три греческих региона захотели принять участие в масштабном проекте, позже к ним присоединилась еще несколько. Но спасать свой бизнес на российский рынок ринулись и многочисленные одиночки. Что их здесь ждет? Об этом рассказывает 53-летний греческий предприниматель Теофанис Вурвопулос, который работает в Москве уже шестой год. И, судя по всему, не жалеет об этом.

Почему Теофанис выбрал именно Москву?

– В Москве – деньги, и люди, готовые эти деньги тратить, – говорит он. – Я начинал бизнес в Греции, в 28 лет открыв ювелирный магазин в курортном городке Лутраки под Афинами. В конце 1990-х к нам стали приезжать русские туристы, они покупали больше и охотнее, чем другие, и все спрашивали… шубы! Я подумал, – если в России четыре, а то и пять холодных месяцев в году, значит, продавать русским шубы выгодней, чем ювелирные украшения. А еще лучше продавать шубы не в Греции, а в самой России. Тогда и возникла мысль начать бизнес в Москве.

Но в Москву Теофанис приехал не сразу.

– Не советовал бы мелким бизнесменам сразу начинать работать в России, – говорит он. – Тут другие «правила игры», другой менталитет. Для начала я еще в Греции сменил ювелирный бизнес на меховой, открыл магазин шуб «Фаэтон», потом несколько раз приезжал в Москву «на разведку». И только пять лет назад решил рискнуть, открыл магазин с таким же названием «Фаэтон» в московском торговом центре «Радуга», у станции метро «Черкизовская». Шубы мне поставляет компания моего греческого партнера Сарияниса, у него своя фабрика под Афинами, и это очень качественный товар.

 В России несколько месяцев в году холодно. Значит, продавать русским шубы выгодней, чем ювелирные украшения.

Теофанис дал несколько советов тем, кто хочет делать бизнес в России.

– Сначала отправьте туда небольшие партии товара, проведите свое маркетинговое исследование, – предлагает грек. – Русские любят все новое, а значит, ваш товар должен быть в чем-то эксклюзивным. Второй совет – не открывайте сразу отдельный магазин, на первых порах можно арендовать помещение в крупном торговом центре, в людном месте. Наконец, нужен надежный российский партнер, в одиночку иностранцу вести здесь малый бизнес очень сложно. И еще: для мелкорозничной торговли мехами в Москве выгоден не постоянный, а «сезонный» бизнес. Летом, когда в Греции много русских туристов, выгоднее торговать шубами там, а зимой и весной – в Москве.

Греческий предприниматель считает, что сейчас меховой рынок в России переживает не самые лучшие времена.

– Пять лет назад торговать мехами в Москве было легче,  тогда не было такого количества меховых выставок, не было и наплыва супердешевых китайских мехов, – признается Теофанис. –  Китайцы продают меха низкого качества, но и по очень низкой цене. Я вынужден все время снижать цены, в таких условиях выживать трудно, практически всю прибыль «съедают» накладные расходы. Выручают налаженные еще в Греции связи с русскими покупателями, они рекомендуют мой магазин своим родственникам и друзьям в Москве…

Юлия Фирсова Юлия Фирсова, Аналитик департамента бизнес-планирования и маркетинговых исследований Global Reach Consulting

Особенностями российского рынка одежды являются чрезвычайно низкий уровень консолидации и значительная доля неорганизованной торговли. Наиболее сильные позиции она занимает в нижнем («теневой» импорт из стран Азии) и среднем ценовом сегментах (контрафактная «брендовая» продукция).В настоящее время доля отечественных производителей в структуре российского рынка одежды незначительна. Согласно даннымМинэкономразвития РФ, в 2010 году доляроссийских легальных производителей одежды в структуре рынка составила 21,6%. Доля импортной продукции на рынке в 2010 году составила более 78%, причем лишь половина всего объема одежды (около 42%) была ввезена в Россию на законных основаниях.Что касается эффективности работы различных форматов магазинов одежды, то существует такой показатель как TP-Index (годовая выручка на одного сотрудника). По данному показателю уверенно лидируют дорогие бутики модной одежды. Так, максимальный показатель ($324,4 тыс. на человека) принадлежит французской сети PPR. Близкий TP-Index у французских же магазинов одежды ChristianDior – $316 тыс.Средний объем инвестиций в открытие магазина одежды площадью 150-200 кв. м в торгово-развлекательном центре составляет порядка 9-11 млн рублей ($290 тыс.- $355 тыс.) без учета покупки помещения. Основная часть инвестиций приходится на оборотный капитал – порядка 75% (50% на покупку ассортимента, 25% - на покрытие текущих убытков на инвестиционной стадии проекта). Еще 25% составляют инвестиции в основной капитал (оборудование и прочее).Средняя выручка на 1 кв. м торговой площади для подобных магазинов составляет 180-250 тыс. рублей (5.815$ - $8.077) в год. Средняя окупаемость подобных объектов составляет 3-3,5 года, а NPV по истечению пяти лет составляет 2-3 млн рублей ($64 тыс. - $96 тыс.).

Насколько выгоден такой бизнес в российской столице?

– Окупаемость зависит от накладных расходов, а здесь они раза в полтора выше, чем в той же Греции, – говорит Теофанис. – Мои начальные накладные расходы в Москве составили примерно $120 тысяч. «Обернулась» эта сумма только через полтора года, и такая долгая «оборачиваемость» капитала в России связана, прежде всего, с большими дополнительными расходами, которые трудно предусмотреть заранее. Например, цена аренды в Москве напрямую зависит от близости магазина к станции метро. Я нашел помещение в торговом центре «Радуга» за пару недель поисков. Совет: здесь нельзя сразу соглашаться на предложенную цену аренды. Поторгуйтесь, – и цена может упасть даже в два раза! В месяц я плачу около 50 тысяч рублей, или $1.560 за аренду торговой площади в 35 квадратных метров. По московским меркам – недорого, тем более, в эту сумму входят и выплаты охране. Куда дороже обходится складирование товара, – с меня за это просили 90 тысяч рублей в месяц, а это почти $3 тысячи. Но я договорился с греческим партнером, у которого есть склад в Москве, там и храню товары.

Разумеется, можно было найти и совсем дешевый склад, скажем, за $450-500 в месяц, но там вам никто не гарантирует сохранности товара. Нормальный минимальный ценовой уровень – $1.300. Это, как правило, склад с сигнализацией и охраной, недалеко от вашего магазина. Малым предприятиям лучше всего арендовать такой склад совместно.

Теофанис Вурпопулос и шуба

Никита Кузнецов Никита Кузнецов, заместитель руководителя Департамента торговли и услуг города Москвы

Москве не хватает торговых площадей для магазинов. Общая обеспеченность москвичей торговыми площадями составляет 784 кв. м на тысячу жителей. Она увеличилась с начала года на 5%, но по-прежнему сильно уступает потребностям мегаполиса. В формате товаров повседневного спроса отставание от западноевропейских городов примерно троекратное. Схожая ситуация в магазинах формата непродовольственных товаров. Как результат: завышенные цены на аренду помещений. Если взять соизмеримые качественные площади на основных торговых улицах европейских столиц, то в России аренда может оказаться дороже более чем в два раза. В конечном итоге за это платит покупатель. Если на Западе издержки обращения в цене товара составляют до 30% (40% - это что-то сверхъестественное), то в Москве они могут составлять до 70%. В этой ситуации сложнее всего приходится одиночным предпринимателям и небольшим компаниям. А сетевые бренды оказываются более конкурентоспособными. Почему? Их издержки за счет логистики ниже. Одновременно у россиян сейчас во многом сформировалось сетевое потребительское мышление (сетевые магазины, фаст-фуды и т.д.). Это навязанная временная культура потребления, она уйдет вместе с развитием конкуренции. Но пока она существует, и чтобы выиграть в этой борьбе, предприниматель должен предлагать товар, который сети предложить не могут. Что делается, чтобы исправить ситуацию? Принято решение о радикальном увеличении торговых площадей. С начала года в Москве открыто 14 новых торговых центров и 683 магазина. В ближайшие годы ввод новых торговых площадей будет увеличиваться с нарастающей скоростью. До 2016 года обеспеченность ими москвичей достигнет 1.200 кв. м на тысячу жителей.

Когда Теофанис решил открыть магазин в Москве, к трудностям он уже был готов.

–  Я знал всего несколько слов по-русски, а здесь для успешного бизнеса надо знать и русский язык, и русский менталитет, – подчеркивает грек. – Сам я говорю на английском, но, к сожалению, в Москве иностранные языки знают очень немногие. Выручил русский менеджер, которого мне рекомендовали друзья. Еще одной проблемой стала адаптация к московскому климату, я все-таки южный человек, и более или менее привык к здешним морозам только года через два-три. Кстати, привыкание к климату – не такая «мелочь», как кому-то может показаться. Я знаю греческих и итальянских бизнесменов, которые так и не привыкли к русским холодам, и, в конце концов, свернули свой бизнес в России…

 Много ли еще проблем встретил в Москве греческий бизнесмен?

– Кто-то верно сказал, что в России жесткость законов компенсируется необязательностью их исполнения, – говорит Теофанис. – Русские могут обойти любую проблему.

Так или иначе, Теофанису приходится принимать это во внимание. Хотя вряд ли ему все это нравится. А кому понравится, когда привозишь в торговый центр вещи со склада, и надо… заплатить охране, чтобы пропустили в свой же магазин! Были проблемы и с персоналом...

Однако упорного грека все это не сломило. Сейчас, кстати, ему приходится все чаще стоять за прилавком самому и в России, – рабочий день продавца обходится в 500 рублей, или около $20, плюс процент от продаж. Вроде, не много, но в сумме с другими расходами это делает бизнес более затратным. Примерно шесть месяцев в году Теофанис проводит в Греции, вторую половину года – в России.

Но по мнению греческого предпринимателя, расширять меховой бизнес в Москве ему невыгодно.

– Это потребует дополнительных расходов, – пояснил Теофанис. – Мы возим меха из-за границы, и на равных конкурировать с дешевым китайским мехом, из которого изделия производят тут же, в подмосковном городе Подольске, я не могу. Конечно, я сохраню свою «меховую» нишу, но для получения ощутимой прибыли надо переключаться на параллельный бизнес.

Для Теофаниса таким «параллельным бизнесом» стали поставки небольших партий греческого оливкового масла в Москву и Московскую область.

– В России трудно найти качественное оливковое масло из Греции, здесь в основном продают масло более низкого качества из Италии, Испании и Туниса, или так называемый «микс», когда к испанскому маслу добавляют греческое, – рассказывает Теофанис. –  В Москву я привожу масло из провинции Немея, славящейся экологически чистой продукцией. Договорился с кузеном, который имеет в Нимее свою фабрику по холодному отжиму и бутилированию оливкового масла высшего качества. Для поставок масла в Россию нет необходимости открывать отдельное предприятие в Москве. В Греции у меня зарегистрирована  компания «Фаэтон», я просто открыл российский сайт, на котором нам  заказывают масло, и стал возить продукцию в Москву небольшими партиями для конкретных покупателей. Крупным российским торговым сетям высококачественное греческое масло не нужно, – им важен оборот, и поэтому они скупают дешевое масло. Так что не теряйте время на хождения по офисам крупных торговых фирм. Для начала ограничьтесь мелкооптовыми партиями, главное, чтобы у вас был партнер, производящий эту продукцию.

Окупаемость зависит от накладных расходов, а здесь они раза в полтора выше, чем в Греции.

Теофанис с оптимизмом смотрит в будущее своего «оливкового» проекта.– Мы быстро наладили связи с российскими фирмами, занимающимися розничной торговлей в небольших магазинах, – говорит греческий предприниматель. – В следующем году начнем возить в Москву не только оливковое масло, но и сыр, оливки, овощи. Эти мелкооптовые партии могут оказаться весьма прибыльными. И хотя работать в российских условиях непросто, свой бизнес здесь я сворачивать не собираюсь.

Пусть зимой тут и холодно, зато греет прибыль, которая в теплой Греции многим сейчас только снится…

X
facebook

Дочитали? Спасибо Вам! Для этого мы и работаем. Нажмите "Нравится", чтобы читать журнал в Facebook

29.10.2012

Поделиться
Другие статьи из этой рубрики

Итальянец Джулио Дзомпи открыл для москвичей апеннинский вкус домашних сыров и ветчины.

Голландец Ханс Кулеман открыл в Москве бар, воссоздав в российской столице колоритный уголок Амстердама.

Англичанин Ким Ваддуп приехал в Москву в лихие 90-е, занялся организацией выставок и создал целый холдинг.

Британец Ричард Энтони Лайнс открыл один из первых хостелов в российской столице.

Итальянский дизайнер доказал, что и в русской глубинке ценят высокую европейскую моду.

Лоренцо Джетти продает москвичам итальянские продукты, произведенные… в России (!)

Вас может также заинтересовать

Италия на Покровке

Итальянец Джулио Дзомпи открыл для москвичей апеннинский вкус домашних сыров и ветчины.

Пространство для роста

Партнер Mangrove Capital Partners бельгиец Дэвид Вароквир предсказывает Москве через пару лет настоящий инвестиционный бум.

Целевая аудитория

Обеспечив московских потребителей геолокацией, немец Марсель Балтес уверенно поднимает продажи российскому ритейлу.

Бойцовские качества

Президент Итало-российской торговой палаты Розарио Алессандрелло подсчитывает убытки от санкций, но сохраняет оптимизм.

Ночной дозор

Голландец Ханс Кулеман открыл в Москве бар, воссоздав в российской столице колоритный уголок Амстердама.

Хорошая организация

Англичанин Ким Ваддуп приехал в Москву в лихие 90-е, занялся организацией выставок и создал целый холдинг.

 
Информация
Правовая информация
Правила цитирования
Журнал
BIGMOSCOW
Архив журнала
Другое
Баннеры
Business Investment Guide to Russia
BIGRUSSIA
e-Mail : magazine@bigrussia.org
© 2011—2021 BIGRUSSIA.ORG Все права защищены

Возрастное ограничение 12+
Журнал доступен в приложениях