Business Investment Guide to Russia
Войти | Зарегистрироваться  | 
en de 中文
BIGRUSSIA
 
 

Журнал

Бизнес-клуб

Новости
BigRussia.org  Истории успеха иностранного малого и среднего бизнеса в России
О нас Архив Календарь
Рубрики журнала
  • Персона
  • Личный опыт
  • На работу в Россию
  • Торговать с Россией
  • Стартап и венчур
  • Тенденции
  • Консультации
  • Моделируем ситуацию
  • Выставки
  • Деловые центры России
  • Жизнь в России

Самые читаемые
  • Долгоиграющий тренд Управляющий партнер венчурного фонда Ventech француз Ален Каффи поддерживает долгосрочные российские проекты, потому что смотрит в будущее с оптимизмом.
  • Здесь любят Италию Итальянец Фабрицио Грилло учит москвичей своему родному языку и сам уже прекрасно понимает русских.
  • Хостел, который построил Джеймс Правила ведения бизнеса в России от англичанина Джеймса Скиннера.

Новости
  • В России создана Комиссия по Блокчейн Технологиям и Крипто-экономике В Общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия» создана «Комиссия по Блокчейн Технологиям и Крипто-экономике».
  • IR Capital Partners Общероссийская общественная организация «Инвестиционная Россия» запускает свой инвестиционный фонд IR Capital Partners для инвестиций в действующие проекты реального сектора.
  • Россия-Африка Инвестиционная Россия является надежным и правильным каналом коммуникации со странами Африки по вопросам инвестиций и торговли для российских компаний.
  • Лучший инвестиционный проект в сфере e-commerce «Инвестиционная Россия» провела конкурс, в котором определила лучшие инвестиционные проекты. В номинации «Лучший инвестиционный проект в сфере e-commerce» награжден портал OTKOROBKI.RU.



Популярное за неделю
  • Долгоиграющий тренд Управляющий партнер венчурного фонда Ventech француз Ален Каффи поддерживает долгосрочные российские проекты, потому что смотрит в будущее с оптимизмом.
  • Здесь любят Италию Итальянец Фабрицио Грилло учит москвичей своему родному языку и сам уже прекрасно понимает русских.
  • Хостел, который построил Джеймс Правила ведения бизнеса в России от англичанина Джеймса Скиннера.
  • Сын – за отцом Как американец Грегори Озтемел нашел свою медицинскую нишу в Москве.
  • Из глубины Бельгиец Йохан Вандерплаетсе считает, что международные политические шторма, бушующие в верхах, не затронут глубинных, долгосрочных бизнес-стратегий.
  • Сбывшаяся шоколадная мечта Франко-канадец Дейв Манжер предлагает москвичам изысканные трюфели собственного рецепта.
  • BIGMOSCOW 11.2012
  •  / 
  • Личный опыт


Шубы и оливковое масло
Для Теофаниса Вурвопулоса и его бизнеса Россия стала спасением от греческого кризиса.
Текст  Григорий Саркисов  | Фото  Фаэтон

Финансовая система Греции в кризисе. Чем все это закончится, вряд ли кто с уверенностью возьмется сказать. Поэтому греческие предприниматели ищут новые рынки сбыта своей продукции. Одним из таких рынков стала Россия. В этом году о взаимовыгодном сотрудничестве договорились Московская торгово-промышленная палата и несколько ТПП разных областей Греции. Идея создания совместной структуры, продвигающей в Россию аутентичные товары, пришла в греческие головы с год назад. Сначала всего три греческих региона захотели принять участие в масштабном проекте, позже к ним присоединилась еще несколько. Но спасать свой бизнес на российский рынок ринулись и многочисленные одиночки. Что их здесь ждет? Об этом рассказывает 53-летний греческий предприниматель Теофанис Вурвопулос, который работает в Москве уже шестой год. И, судя по всему, не жалеет об этом.

Почему Теофанис выбрал именно Москву?

– В Москве – деньги, и люди, готовые эти деньги тратить, – говорит он. – Я начинал бизнес в Греции, в 28 лет открыв ювелирный магазин в курортном городке Лутраки под Афинами. В конце 1990-х к нам стали приезжать русские туристы, они покупали больше и охотнее, чем другие, и все спрашивали… шубы! Я подумал, – если в России четыре, а то и пять холодных месяцев в году, значит, продавать русским шубы выгодней, чем ювелирные украшения. А еще лучше продавать шубы не в Греции, а в самой России. Тогда и возникла мысль начать бизнес в Москве.

Но в Москву Теофанис приехал не сразу.

– Не советовал бы мелким бизнесменам сразу начинать работать в России, – говорит он. – Тут другие «правила игры», другой менталитет. Для начала я еще в Греции сменил ювелирный бизнес на меховой, открыл магазин шуб «Фаэтон», потом несколько раз приезжал в Москву «на разведку». И только пять лет назад решил рискнуть, открыл магазин с таким же названием «Фаэтон» в московском торговом центре «Радуга», у станции метро «Черкизовская». Шубы мне поставляет компания моего греческого партнера Сарияниса, у него своя фабрика под Афинами, и это очень качественный товар.

 В России несколько месяцев в году холодно. Значит, продавать русским шубы выгодней, чем ювелирные украшения.

Теофанис дал несколько советов тем, кто хочет делать бизнес в России.

– Сначала отправьте туда небольшие партии товара, проведите свое маркетинговое исследование, – предлагает грек. – Русские любят все новое, а значит, ваш товар должен быть в чем-то эксклюзивным. Второй совет – не открывайте сразу отдельный магазин, на первых порах можно арендовать помещение в крупном торговом центре, в людном месте. Наконец, нужен надежный российский партнер, в одиночку иностранцу вести здесь малый бизнес очень сложно. И еще: для мелкорозничной торговли мехами в Москве выгоден не постоянный, а «сезонный» бизнес. Летом, когда в Греции много русских туристов, выгоднее торговать шубами там, а зимой и весной – в Москве.

Греческий предприниматель считает, что сейчас меховой рынок в России переживает не самые лучшие времена.

– Пять лет назад торговать мехами в Москве было легче,  тогда не было такого количества меховых выставок, не было и наплыва супердешевых китайских мехов, – признается Теофанис. –  Китайцы продают меха низкого качества, но и по очень низкой цене. Я вынужден все время снижать цены, в таких условиях выживать трудно, практически всю прибыль «съедают» накладные расходы. Выручают налаженные еще в Греции связи с русскими покупателями, они рекомендуют мой магазин своим родственникам и друзьям в Москве…

Юлия Фирсова Юлия Фирсова, Аналитик департамента бизнес-планирования и маркетинговых исследований Global Reach Consulting

Особенностями российского рынка одежды являются чрезвычайно низкий уровень консолидации и значительная доля неорганизованной торговли. Наиболее сильные позиции она занимает в нижнем («теневой» импорт из стран Азии) и среднем ценовом сегментах (контрафактная «брендовая» продукция).В настоящее время доля отечественных производителей в структуре российского рынка одежды незначительна. Согласно даннымМинэкономразвития РФ, в 2010 году доляроссийских легальных производителей одежды в структуре рынка составила 21,6%. Доля импортной продукции на рынке в 2010 году составила более 78%, причем лишь половина всего объема одежды (около 42%) была ввезена в Россию на законных основаниях.Что касается эффективности работы различных форматов магазинов одежды, то существует такой показатель как TP-Index (годовая выручка на одного сотрудника). По данному показателю уверенно лидируют дорогие бутики модной одежды. Так, максимальный показатель ($324,4 тыс. на человека) принадлежит французской сети PPR. Близкий TP-Index у французских же магазинов одежды ChristianDior – $316 тыс.Средний объем инвестиций в открытие магазина одежды площадью 150-200 кв. м в торгово-развлекательном центре составляет порядка 9-11 млн рублей ($290 тыс.- $355 тыс.) без учета покупки помещения. Основная часть инвестиций приходится на оборотный капитал – порядка 75% (50% на покупку ассортимента, 25% - на покрытие текущих убытков на инвестиционной стадии проекта). Еще 25% составляют инвестиции в основной капитал (оборудование и прочее).Средняя выручка на 1 кв. м торговой площади для подобных магазинов составляет 180-250 тыс. рублей (5.815$ - $8.077) в год. Средняя окупаемость подобных объектов составляет 3-3,5 года, а NPV по истечению пяти лет составляет 2-3 млн рублей ($64 тыс. - $96 тыс.).

Насколько выгоден такой бизнес в российской столице?

– Окупаемость зависит от накладных расходов, а здесь они раза в полтора выше, чем в той же Греции, – говорит Теофанис. – Мои начальные накладные расходы в Москве составили примерно $120 тысяч. «Обернулась» эта сумма только через полтора года, и такая долгая «оборачиваемость» капитала в России связана, прежде всего, с большими дополнительными расходами, которые трудно предусмотреть заранее. Например, цена аренды в Москве напрямую зависит от близости магазина к станции метро. Я нашел помещение в торговом центре «Радуга» за пару недель поисков. Совет: здесь нельзя сразу соглашаться на предложенную цену аренды. Поторгуйтесь, – и цена может упасть даже в два раза! В месяц я плачу около 50 тысяч рублей, или $1.560 за аренду торговой площади в 35 квадратных метров. По московским меркам – недорого, тем более, в эту сумму входят и выплаты охране. Куда дороже обходится складирование товара, – с меня за это просили 90 тысяч рублей в месяц, а это почти $3 тысячи. Но я договорился с греческим партнером, у которого есть склад в Москве, там и храню товары.

Разумеется, можно было найти и совсем дешевый склад, скажем, за $450-500 в месяц, но там вам никто не гарантирует сохранности товара. Нормальный минимальный ценовой уровень – $1.300. Это, как правило, склад с сигнализацией и охраной, недалеко от вашего магазина. Малым предприятиям лучше всего арендовать такой склад совместно.

Теофанис Вурпопулос и шуба

Никита Кузнецов Никита Кузнецов, заместитель руководителя Департамента торговли и услуг города Москвы

Москве не хватает торговых площадей для магазинов. Общая обеспеченность москвичей торговыми площадями составляет 784 кв. м на тысячу жителей. Она увеличилась с начала года на 5%, но по-прежнему сильно уступает потребностям мегаполиса. В формате товаров повседневного спроса отставание от западноевропейских городов примерно троекратное. Схожая ситуация в магазинах формата непродовольственных товаров. Как результат: завышенные цены на аренду помещений. Если взять соизмеримые качественные площади на основных торговых улицах европейских столиц, то в России аренда может оказаться дороже более чем в два раза. В конечном итоге за это платит покупатель. Если на Западе издержки обращения в цене товара составляют до 30% (40% - это что-то сверхъестественное), то в Москве они могут составлять до 70%. В этой ситуации сложнее всего приходится одиночным предпринимателям и небольшим компаниям. А сетевые бренды оказываются более конкурентоспособными. Почему? Их издержки за счет логистики ниже. Одновременно у россиян сейчас во многом сформировалось сетевое потребительское мышление (сетевые магазины, фаст-фуды и т.д.). Это навязанная временная культура потребления, она уйдет вместе с развитием конкуренции. Но пока она существует, и чтобы выиграть в этой борьбе, предприниматель должен предлагать товар, который сети предложить не могут. Что делается, чтобы исправить ситуацию? Принято решение о радикальном увеличении торговых площадей. С начала года в Москве открыто 14 новых торговых центров и 683 магазина. В ближайшие годы ввод новых торговых площадей будет увеличиваться с нарастающей скоростью. До 2016 года обеспеченность ими москвичей достигнет 1.200 кв. м на тысячу жителей.

Когда Теофанис решил открыть магазин в Москве, к трудностям он уже был готов.

–  Я знал всего несколько слов по-русски, а здесь для успешного бизнеса надо знать и русский язык, и русский менталитет, – подчеркивает грек. – Сам я говорю на английском, но, к сожалению, в Москве иностранные языки знают очень немногие. Выручил русский менеджер, которого мне рекомендовали друзья. Еще одной проблемой стала адаптация к московскому климату, я все-таки южный человек, и более или менее привык к здешним морозам только года через два-три. Кстати, привыкание к климату – не такая «мелочь», как кому-то может показаться. Я знаю греческих и итальянских бизнесменов, которые так и не привыкли к русским холодам, и, в конце концов, свернули свой бизнес в России…

 Много ли еще проблем встретил в Москве греческий бизнесмен?

– Кто-то верно сказал, что в России жесткость законов компенсируется необязательностью их исполнения, – говорит Теофанис. – Русские могут обойти любую проблему.

Так или иначе, Теофанису приходится принимать это во внимание. Хотя вряд ли ему все это нравится. А кому понравится, когда привозишь в торговый центр вещи со склада, и надо… заплатить охране, чтобы пропустили в свой же магазин! Были проблемы и с персоналом...

Однако упорного грека все это не сломило. Сейчас, кстати, ему приходится все чаще стоять за прилавком самому и в России, – рабочий день продавца обходится в 500 рублей, или около $20, плюс процент от продаж. Вроде, не много, но в сумме с другими расходами это делает бизнес более затратным. Примерно шесть месяцев в году Теофанис проводит в Греции, вторую половину года – в России.

Но по мнению греческого предпринимателя, расширять меховой бизнес в Москве ему невыгодно.

– Это потребует дополнительных расходов, – пояснил Теофанис. – Мы возим меха из-за границы, и на равных конкурировать с дешевым китайским мехом, из которого изделия производят тут же, в подмосковном городе Подольске, я не могу. Конечно, я сохраню свою «меховую» нишу, но для получения ощутимой прибыли надо переключаться на параллельный бизнес.

Для Теофаниса таким «параллельным бизнесом» стали поставки небольших партий греческого оливкового масла в Москву и Московскую область.

– В России трудно найти качественное оливковое масло из Греции, здесь в основном продают масло более низкого качества из Италии, Испании и Туниса, или так называемый «микс», когда к испанскому маслу добавляют греческое, – рассказывает Теофанис. –  В Москву я привожу масло из провинции Немея, славящейся экологически чистой продукцией. Договорился с кузеном, который имеет в Нимее свою фабрику по холодному отжиму и бутилированию оливкового масла высшего качества. Для поставок масла в Россию нет необходимости открывать отдельное предприятие в Москве. В Греции у меня зарегистрирована  компания «Фаэтон», я просто открыл российский сайт, на котором нам  заказывают масло, и стал возить продукцию в Москву небольшими партиями для конкретных покупателей. Крупным российским торговым сетям высококачественное греческое масло не нужно, – им важен оборот, и поэтому они скупают дешевое масло. Так что не теряйте время на хождения по офисам крупных торговых фирм. Для начала ограничьтесь мелкооптовыми партиями, главное, чтобы у вас был партнер, производящий эту продукцию.

Окупаемость зависит от накладных расходов, а здесь они раза в полтора выше, чем в Греции.

Теофанис с оптимизмом смотрит в будущее своего «оливкового» проекта.– Мы быстро наладили связи с российскими фирмами, занимающимися розничной торговлей в небольших магазинах, – говорит греческий предприниматель. – В следующем году начнем возить в Москву не только оливковое масло, но и сыр, оливки, овощи. Эти мелкооптовые партии могут оказаться весьма прибыльными. И хотя работать в российских условиях непросто, свой бизнес здесь я сворачивать не собираюсь.

Пусть зимой тут и холодно, зато греет прибыль, которая в теплой Греции многим сейчас только снится…

X
facebook

Дочитали? Спасибо Вам! Для этого мы и работаем. Нажмите "Нравится", чтобы читать журнал в Facebook

29.10.2012

Поделиться
Другие статьи из этой рубрики

Немка Анна-Кристин Альберс нашла свою нишу на петербургском ресторанном рынке в тихом месте за барной стойкой.

Австрийцы Энгельберт Эдлингер и Мартин Эрихович открыли в столице России успешную пекарню.

Американец греческого происхождения Пол Софианос и его компания ProLogics осваивают российские просторы с помощью западных логистических технологий.

Открыв в Москве сеть парижских бистро «Жан-Жак», наследница великого французского просветителя Мюриэль Руссо прививает москвичам парижскую культуру досуга.

Бельгиец Рик Минне делает в российской столице хороший бизнес на автоспорте, прокладывая новые дороги в спортивном маркетинге и корпоративной ивент-индустрии.

Итальянский дизайнер доказал, что и в русской глубинке ценят высокую европейскую моду.

Вас может также заинтересовать

По гамбургскому счету

Немка Анна-Кристин Альберс нашла свою нишу на петербургском ресторанном рынке в тихом месте за барной стойкой.

Альпийский хлеб с московской пропиской

Австрийцы Энгельберт Эдлингер и Мартин Эрихович открыли в столице России успешную пекарню.

Потребительский клуб

Голландец Майкл ван Кемпен с успехом применяет в Москве изобретенную на Западе бизнес-схему клубной торговли.

Всё возможно, если знать – как

Управляющий партнер компании «Делойт» в СНГ англичанин Дэвид Оуэн рекомендует западным предпринимателям в Москве учитывать опыт британского фельдмаршала Монтгомери.

Каждому — своя колодка

Альдо Бруе, владелец одноименной итальянской фирмы элитной мужской обуви, на российский рынок пришел, можно сказать, случайно. В 1994 году на выставке в Германии российские клиенты сделали первый заказ на обувь Aldo Bruè. Сейчас Бруе производит каждый год около 100 000 пар обуви и 60% из них продает именно в России. В московском отеле «Националь», что напротив Кремля, 70-летний итальянец поделился с BIGRUSSIA секретами того, как ему удалось привлечь российского покупателя.

С доставкой на дом

Американец греческого происхождения Пол Софианос и его компания ProLogics осваивают российские просторы с помощью западных логистических технологий.

 
Информация
Правовая информация
Правила цитирования
Журнал
BIGMOSCOW
Архив журнала
Другое
Баннеры
Business Investment Guide to Russia
BIGRUSSIA
e-Mail : magazine@bigrussia.org
© 2011—2021 BIGRUSSIA.ORG Все права защищены

Возрастное ограничение 12+
Журнал доступен в приложениях