Я занимаюсь помощью иностранному бизнесу в России более 17 лет – с 1999 года. К тому времени я уже жил и работал в Москве 5 лет. Овладел языком, посмотрел страну, накопил знаний, оброс необходимыми связями. Как сам я тогда это называл, «помогал как одноглазый слепым»…
Время было, конечно, другое. Открывшаяся после крушения «железного занавеса» всему миру Россия очень привлекала западный бизнес своими гигантскими территориями, потребительским спросом, колоссальными возможностями. Шутка ли – только лично я участвовал во вхождении на российский рынок, в создании производств и бизнеса около 1200 иностранных компаний! Это за 15 с небольшим лет. И все постоянно шло по нарастающей. Несмотря на известные проблемы, кризисы и дефолт в 1998, в 2008 годах...
Помню, в 2013 году Россию посетили король и королева Нидерландов. Я тогда организовал специальные презентации в Голландии для бизнесменов, заинтересованных в ведении дел в России. Интерес был огромнейший. Связи налаживались мгновенно. Из Голландии потоками шли фуры с товарами от цветов до сыра, не считая, конечно же, и высокотехнологичной продукции.
Йерун Кеттинг родился в «сырной столице» Нидерландов – городе Гауде – в 1971 году. И вот уже 23 года из своих 45 живет и работает в России. Вспоминает, что еще во время учебы в Лейденском университете понимал, что «скучная» участь нотариуса или адвоката – не его выбор. Он хотел больших и важных дел. Потому-то и сделал выбор в пользу России, в которой после 1991 года как раз начались большие перемены.
В 1994 году впервые приехал в Москву. Работал в небольшой голландской компании, затем ему, благодаря образованию, знанию страны и языка, доверили пост генерального директора представительства. Потом он был заместителем председателя Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России, директором Московского бюро Peja Export. Является председателем Комитета по энергоэффективности АЕБ в России, членом Совета энергоаудиторов в Министерстве энергетики РФ и советником правления фонда Prosperity МИД Великобритании по делам в России.
Сегодня Йерун – признанный эксперт в области создания и управления многочисленными компаниями и проектами в России, он лично содействовал созданию совместных западно-российских предприятий. Регулярно выступает на международных мероприятиях, посвященных ведению бизнеса в России и на Западе.
Сегодня, понятное дело, ситуация не та. Санкционное противостояние заметно сказалось на показателях взаимодействия экономики России с экономиками других европейских стран. Только по нашей компании Lighthouse могу сказать, что уже в 2014 году в течение каких-то 4–5 месяцев из-за связанных с санкциями ЕС и контрмерами РФ событий мы потеряли около 50% выручки. Это очень много.
Пошел резкий отток иностранных инвестиций. Упали торговые потоки. В 2015 году, по моим прикидкам, где-то на 40%. Кое-кто из западных бизнесменов решил уйти из России, другие думали, как спасать тут свое дело. При этом, что интересно, крупнейшие мировые игроки, например, в сфере нефтегазодобычи свои позиции в России только усиливали и наращивали. Понятное дело – бизнес есть бизнес. И здесь экономическая целесообразность всегда превалировала и превалирует над любыми политическими или идеологическими изысками.
Как бы то ни было, но многие ушли. Могу рассказать о нашем клиенте из одной из северо-восточных европейских стран (по понятным причинам нет смысла конкретно называть эту достаточно крупную компанию), который уже в стадии практического решения разрабатывал проект участия в распределении российского экспорта в Европе. Увы, тем планам не суждено было сбыться. Да и сбудутся ли они теперь вообще? Ведь мы сегодня видим, что из-за происходящего Россия выбирает другое стратегическое направление для экономических связей – Восток.
Этот фактор, кстати, теперь учитывает в своей работе другой наш клиент – достаточно крупная голландская компания, являющаяся технологическим лидером в сфере логистики. Они с нашей подачи поняли, что время приоритета в работе с прицелом только на Москву и Санкт-Петербург прошло. Как прошло и время «быстрых денег», когда в 90-е буквально золотыми оказывались все сделки по поставкам что продуктов питания, что одежды, что других товаров и даже услуг.
Сегодня же кризис и санкционное противостояние рождают на наших глазах в самой России и вокруг нее новую реальность. Это неизбежно и уже неотвратимо.
Плохо это? Хорошо? Да ни так, ни эдак. Это просто явная тенденция, реальность, которую теперь надо учитывать, если вас интересуют и гигантский российский рынок, и возможность ведения бизнеса в этой стране.
Можно ли еще вести бизнес в России? Об этом все чаще спрашивают меня в странах Европы. И я отвечаю: «Конечно, да». Но самое удивительное, что это не только мое мнение. Так думают и сами европейские бизнесмены, работающие в России.
По итогам опроса, проведенного в конце прошлого года среди членов Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), 76% представителей малого и среднего бизнеса ожидали в ближайшие год-два снижения экономических показателей в России. При этом 40% считали, что в течение 4–5 ближайших лет в России ожидается экономический рост, а еще около 33% – что в этот период в России все будет стабильно. Но 73% опрошенных убеждены, что на долгосрочную перспективу в 6–10 лет экономику России ждет рост. Эти цифры говорят о многом. Даже западный бизнес достаточно оптимистично расценивает перспективы российских рынков и экономики. И не хочет упускать возможностей тут поработать. И заработать.
Поэтому я говорю так: ситуация в России – это не кризис, а состояние формирования новой реальности. Именно новой реальности. Изменились «правила игры», и много чего сегодня нельзя. Но можно и нужно понимать, что новая реальность – это и новые возможности. В том числе и для западного бизнеса.
Я часто слышу, что малого и среднего бизнеса в России еще крайне мало (но ведь это значит, что есть незанятые ниши, место для приложения сил!) – всего 17% в ВВП. Но так ли это? Люди-то здесь живут и выживают. А тот, кто выжил, – уже, по моему мнению, предприниматель. Простая продавщица, у которой я постоянно покупаю кур, – это не просто продавец, а малый предприниматель. Она сама едет к фермерам и привозит оттуда товар.
Сегодня 50% сельхозпродукции в России производят частные лица, фермеры, на своих огородах и в своих садах. Вдумайтесь! Да ведь это уже осуществленная западная мечта о том самом «сезонном потреблении». Россия в этом отношении уже обогнала Европу? Видимо, да.
Остается добавить, что у России почти нет внешних долгов (общая задолженность не превышает 10–20% от ВВП, а мы знаем, что в некоторых странах Европы, да и в США, этот показатель уже значительно превосходит годовой ВВП).
Стоит ли говорить о кризисе?
Но это вовсе не значит, что в России нет проблем. Конечно же, они есть. И это – та самая возможность, когда западный предприниматель может и должен организовать здесь свое дело. И оно будет востребовано.
О чем идет речь? Да выбор тут столь же огромен, как сама территория этой страны. Кому интересно, погуглите в интернете о российских стартапах. Их все больше и больше. Много среди них совместных, с иностранным участием или инвестированием. И тут хочется, прежде всего, сказать о возможностях сферы высоких технологий. Одних только интернет–пользователей в России сегодня, по официальным данным, 90 млн. А это ведь больше, чем все население Германии.
Привлекательно сейчас и высокотехнологичное сельское хозяйство. С учетом государственных преференций и программ в этой сфере. Например, сегодня россияне потребляют около 140 тысяч тонн шампиньонов в год. И только 7% от этой цифры выращивают в самой России (!). Если наладить тут производство грибов, то их себестоимость будет сразу же в 2 раза ниже завозимых!
Я своими глазами видел огромные площади парников (30 гектаров теплиц в одном только крупном хозяйстве!) и гигантские фруктовые сады на юге России, в Ставропольском крае. Но знаете ли вы, что при этом 75% яблок Россия вынуждена импортировать? Не хватает! Такая уж огромная страна.
С 1999 года компания Lighthouse помогает западным компаниям вести свой бизнес в России.
За это время Lighthouse успешно помогла более чем 1200 компаниям из различных отраслей экономики и стран начать и вести свой бизнес в России. Благодаря содействию и консультациям экспертов Lighthouse многие иностранцы смогли начать или увеличить свои продажи в России, организовать местное или совместное производство, провести поглощение. У Lighthouse имеется богатый опыт в этой области, обширная сеть контактов и связей и команда, необходимые для того, чтобы помочь клиентам достичь поставленных целей быстрее, дешевле и с наименьшими рисками.
Пять причин уникальности Lighthouse:
1. Сочетание российского и западного персонала, гарантирующее глубокую, всестороннюю и качественную экспертизу всех аспектов ведения бизнеса в РФ.
2. Команда инициативных сотрудников, обладающих высокими аналитическими способностями и творческим подходом к решению задач любой сложности.
3. Индивидуальный подход, в том числе для малого и среднего бизнеса.
4. Комплексный подход к решению любых задач, связанных с ведением бизнеса в России.
5. Более полутора десятилетий присутствия на российском рынке и успешной работы московского офиса.
И сегодня иностранцы открывают в России свой бизнес. Привлекают инвесторов, например, и очень востребованные робототехнологии. И фармацевтическая сфера. И здравоохранение. И производство автокомпонентов. И медицинского оборудования.
Но… Всегда бывает в жизни такое вот «но». Новая реальность подразумевает и новые подходы. Сегодня своим бизнесом заниматься надо вплотную, тут же, в России. Уже не получится, как прежде, спокойно управлять делами из-за рубежа.
Я говорил, что Россия – это не только Москва и Санкт-Петербург. Это тоже надо учитывать: в России почти 150 миллионов человек постоянного населения, в этой огромной стране 9 федеральных округов, 85 субъектов Федерации. И везде есть место для малого и среднего бизнеса, свои плюсы и свои минусы…
Поэтому тем желающим вести бизнес в России, которые говорят: «Подождем, пока рынок успокоится и условия вновь станут прежними», – могу сказать только одно: как прежде уже не будет. Никогда. Новая реальность диктует нам свои условия. И мыслить надо по-новому.
Уже нельзя просто (как прежде) что-то продавать. Теперь надо предлагать партнерство. Включаться в производство. Русский рынок не придет к нам сам (как раньше, когда буквально с деньгами в кейсах в мою родную Голландию приезжал на фурах бизнесмен за цветами или сыром). Сегодня, чтобы не упустить богатые возможности, надо самим проявлять активность. И мыслить при этом стратегически (повторюсь, время «быстрых денег» прошло), на среднесрочную и длительную перспективы. Если хотите, надо стать своего рода «корпоративным гражданином» России.
Это, кстати, понимают практически все работающие в России иностранцы. Например, сейчас мы помогаем одной бельгийской компании, 90% продукции которой попало под известный бойкот (речь идет о миллиарде евро в год!), компенсировать эти потери производством в России, внедрением тут их технологий. Параллельно мы работаем с другой компанией, которая входит сейчас в российский бизнес оказания высокотехнологичной помощи грузовикам и фурам прямо на российских дорогах. Этот бизнес вести из-за рубежа попросту нельзя.
Так что успешный бизнес иностранцев в России, как и прежде, остается привлекательным и перспективным.