Business Investment Guide to Russia
Войти | Зарегистрироваться  | 
en de 中文
BIGRUSSIA
 
 

Журнал

Бизнес-клуб

Новости
BigRussia.org  Истории успеха иностранного малого и среднего бизнеса в России
О нас Архив Календарь
Рубрики журнала
  • Персона
  • Личный опыт
  • На работу в Россию
  • Торговать с Россией
  • Стартап и венчур
  • Тенденции
  • Консультации
  • Моделируем ситуацию
  • Выставки
  • Деловые центры России
  • Жизнь в России

Самые читаемые
  • Долгоиграющий тренд Управляющий партнер венчурного фонда Ventech француз Ален Каффи поддерживает долгосрочные российские проекты, потому что смотрит в будущее с оптимизмом.
  • Здесь любят Италию Итальянец Фабрицио Грилло учит москвичей своему родному языку и сам уже прекрасно понимает русских.
  • Хостел, который построил Джеймс Правила ведения бизнеса в России от англичанина Джеймса Скиннера.

Новости
  • В России создана Комиссия по Блокчейн Технологиям и Крипто-экономике В Общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия» создана «Комиссия по Блокчейн Технологиям и Крипто-экономике».
  • IR Capital Partners Общероссийская общественная организация «Инвестиционная Россия» запускает свой инвестиционный фонд IR Capital Partners для инвестиций в действующие проекты реального сектора.
  • Россия-Африка Инвестиционная Россия является надежным и правильным каналом коммуникации со странами Африки по вопросам инвестиций и торговли для российских компаний.
  • Лучший инвестиционный проект в сфере e-commerce «Инвестиционная Россия» провела конкурс, в котором определила лучшие инвестиционные проекты. В номинации «Лучший инвестиционный проект в сфере e-commerce» награжден портал OTKOROBKI.RU.



Популярное за неделю
  • Долгоиграющий тренд Управляющий партнер венчурного фонда Ventech француз Ален Каффи поддерживает долгосрочные российские проекты, потому что смотрит в будущее с оптимизмом.
  • Здесь любят Италию Итальянец Фабрицио Грилло учит москвичей своему родному языку и сам уже прекрасно понимает русских.
  • Хостел, который построил Джеймс Правила ведения бизнеса в России от англичанина Джеймса Скиннера.
  • В России найдется дело всем! Так считает финансист Зейн Адам, удостоенный Золотого аттестата Ассоциации российских банков.
  • Сын – за отцом Как американец Грегори Озтемел нашел свою медицинскую нишу в Москве.
  • Машина времени Сетаро Ямамото Семейный стартап «МирВрача» бывшего японского дипломата и его русской жены уже привлек $1,4 млн инвестиций.
  • BIGMOSCOW 04-06.2016
  •  / 
  • Персона


Для инвесторов – лучшее время
Американец Майкл Иган, партнер компании «КПМГ в России и СНГ», считает, что в России сегодня для инвесторов - лучшее время.
Текст  Николай Мирошник  | Фото  Виктор Варзаков

Как и подобает типичному американцу, Майкл Иган сразу производит впечатление человека открытого, доброжелательного и готового к общению. Но не стоит забывать, что по профессии он аудитор. То есть человек, привыкший полагаться не на общие слова, а на конкретные цифры и официальные документы. Поэтому в оценках и суждениях Майкл достаточно сдержан. И неизменно подчеркивает, что высказывает свое сугубо личное мнение. Что придает его словам и оценкам особую весомость.

— Господин Иган, KPMG не просто известна – она, вместе с Deloitte, Ernst & Young и PwC, член «большой четверки» авторитетных аудиторских и консалтинговых компаний, работающих по всему миру. И я был несколько удивлен, узнав, что «КПМГ» – своего рода глобальный кооператив, сеть независимых компаний, выступающих под единым брендом…

«КПМГ в России и СНГ» – независимое самоуправляемое юридическое лицо.

— Да. И «КПМГ в России и СНГ» – это независимое, самостоятельное, самоуправляемое российское юридическое лицо. Мы входим в международную сеть независимых фирм, но без какого-то высшего корпоративного руководства. Решения мы принимаем сами и все, что наша компания зарабатывает, остается у нас.

— А офисы «КПМГ» в различных городах России и стран СНГ? Это тоже независимые компании?

— Нет. Мы работаем в странах СНГ и эти офисы являются частью «КПМГ в России и СНГ».

— Сколько же людей у вас работает?

— В «КПМГ в России и СНГ» свыше четырех тысяч сотрудников. Больше всего в Москве – примерно три тысячи.

— А кого больше – иностранных специалистов или местных?

— Девяносто девять процентов – персонал, нанятый в России и других странах СНГ.

— Как вы набрали такое количество сотрудников?

— Проводим рекрутинговые кампании и другие мероприятия в российских и в университетах стран СНГ. Например, у нас есть традиционный международный конкурс для студентов – KPMG International Case Competition, в ходе которого команды, сформированные из нескольких студентов, соревнуются в решении бизнес-кейсов от KPMG. То есть конкретных проблем и задач, с которыми они могут столкнуться, работая в нашей компании. Победители выходят в международный финал, где соперничают с такими же командами со всего мира. В прошлом году финал проходил в Дубае. Есть и другие программы.

— И как, наши университеты обеспечивают достаточный уровень образования специалистов?

Уровень подготовки специалистов в российских университетах хороший.

— Уровень подготовки специалистов в российских университетах хороший. Но когда я, например, учился, моими преподавателями были в основном бывшие специалисты компаний «большой четверки». Многие из них уже имели собственные успешные фирмы. Они ориентировали нас, студентов, на конкретную работу, на реальную практику. И к окончанию учебы я уже имел достаточное представление о том, что меня ждет, что мне предстоит делать. Вот этого в российских университетах, наверное, пока не хватает...

— В условиях взаимных санкций Запада и России жизнь для международного бизнеса, конечно, осложнилась. На своей компании вы это как-то почувствовали?

— Мы чувствуем, что ситуация на рынках осложнилась, инвестиции снизились. Это слышим от наших клиентов. Какие-то компании свертывают свои проекты, стали меньше вкладывать в них денег, сузился рынок первичного размещения акций на международных фондовых рынках. Но при всем этом количество обращений к нам со стороны бизнеса в России по-прежнему больше, чем, скажем, на зрелых рынках.

— В России сегодня работает и «большая четверка», и местные аудиторские и консалтинговые компании. Конкуренция острая?

— Конкуренция есть. Но все же она не так остра, как, скажем, в США или в Германии. Развивающиеся рынки, как правило, предлагают больше новых проектов и инициатив для реализации. Поэтому работы здесь хватает всем. Небольшие местные компании, которые не в состоянии сами проводить серьезный аудит и не имеют международного опыта, обслуживают малый бизнес. А транснациональные компании-консультанты предоставляют более сложные профессиональные услуги для средних и крупных компаний.

— Кроме непосредственно аудита вы занимаетесь вопросами соблюдения требований Закона Сарбейнса–Оксли о внутреннем контроле за подготовкой финансовой отчетности. Но этот закон касается тех акционерных обществ, чьи бумаги котируются на фондовом рынке США. Много таких российских компаний?

— Большинство компаний, с которыми я работаю по этому направлению, – это, конечно, «дочки» транснациональных корпораций, крупные зарубежные компании, головные офисы или филиалы которых находятся в США. Российских компаний среди котирующихся на биржах США еще очень и очень немного. Но я работал с российскими фирмами, которые до нынешней ситуации планировали размещение своих акций на американских биржах. Увы, этот рынок в России пока весьма узок. Хотя потенциал его огромен.

— Российские компании чаще выходят с первичным размещением акций не на американские фондовые биржи, а на лондонскую. Почему так?

— Это зависит от компании, от того, чем она занимается. Кроме того, размещение на фондовой бирже – процедура непростая и затратная. На американских биржах российский (как и любой другой иностранный) эмитент не может напрямую разместить свои акции. Это делается через так называемые Американские депозитарные расписки – ADR. То есть компания должна сначала депонировать акции в банке, потом американский банк выпускает на эти акции собственные производные ценные бумаги – ADR, которые и обращаются на зарубежных биржах, в том числе и в США. Инвестор, по сути дела, покупает не саму российскую акцию, а банковский сертификат на право владения ею. А размещаться в Лондоне дешевле.

— В чем вы видите особенность российского финансового рынка?

— Главная особенность для инвестора, пожалуй, в том, что Россия и ее бизнес очень зависят от цены на нефть. Даже не важно, чем занимается компания, на ее результатах цена на нефть очень сказывается. Есть российские компании, которые добились хороших результатов в прошлом году. Но пока цена их акций пошла вниз. Для иностранного же инвестора такая ситуация может создать новые возможности.

5 СОВЕТОВ ОТ МАЙКЛА ИГАНА

1. Самое основное для бизнеса (и не только) – терпение. 
Чтобы что-то сделать, чего-то добиться, всегда требуется время.
2. Опирайтесь на надежных людей.
Окружите себя преданными вашей компании сотрудниками, теми, кто стремится в ней работать.
3. Знайте местные реалии.
Привлеките опытных российских специалистов, которые могут помочь и поддержать советом.
4. Учитывайте российскую ментальность.
Постарайтесь понять: то, что вдохновляет, стимулирует людей здесь, несколько отличается от того, что можно увидеть в странах с более развитым рынком.
5. Учитесь на чужих ошибках и достижениях.
Не полагайтесь только на собственный опыт, используйте и опыт внешних экспертов.

— А каковы, на ваш взгляд, особенности российской культуры бизнеса?

— На Западе представители бизнеса намного больше верят в существующие институты и полагаются на них. В России же важнее человеческий фактор: больше полагаются не на государственные и общественные институты, а доверяют человеку. На мой взгляд, это основное отличие, на которое следует обращать внимание тем, кто собирается инвестировать в России.

— Это создает для инвестора проблему?

— Это не столько проблема, сколько факт, который надо иметь в виду. Если же говорить о проблеме, то она, может быть, в том, что люди здесь часто не думают о большой перспективе, не хотят загадывать надолго вперед. А это влияет на конечный результат. Опять-таки, не думаю, что это очень большая проблема. Но хотелось бы, чтоб люди смотрели дальше – лет на 5–10.

— Продолжая тему человеческого фактора: трудно работать с российскими бизнесменами? Это надежные люди?

— По своему опыту могу сказать: надежные. В России можно верить и бизнесменам, и вообще людям. Они держат слово.

— Вы работаете в Москве с 2008 года. Как за это время в России изменился климат для иностранного бизнеса?

В России можно верить и бизнесменам, и вообще людям. Они держат слово.

— С чисто экономической точки зрения, когда я сюда приехал, возможностей было больше. Покупательная способность рубля была значительно выше, доллар, помню, стоил немногим больше 23 рублей. Выше были и доходы компаний. Сегодня, с резким колебанием курса рубля, появилось больше неопределенности, доходы компаний, продающих свои товары в России, сократились.

— Некоторые ваши коллеги видят большую проблему в неопределенности, связанной с регулированием бизнеса в России. С тем, что «правила игры» часто меняются…

— Тут надо говорить конкретно, о чем идет речь. Да, на рынке сегодня много неопределенности. Налоговое законодательство меняется. Цены меняются. С одной стороны, инвестиции могут стать очень эффективными. С другой – на формирующихся рынках всегда присутствуют большие риски. Поэтому пока далеко не все серьезные иностранные компании готовы прийти на российский рынок. Не думаю, что все можно легко и сразу отрегулировать. На формирующемся рынке такая ситуация будет сохраняться всегда.

— Так все-таки: сегодня риск вложений в российскую экономику оправдан?

Кризис кризисом, но он всегда создает и новые возможности для бизнеса.

— В конце 90-х экономика России тоже не процветала, но многие инвесторы тогда выиграли. Кризис кризисом, но он всегда создает и новые возможности для бизнеса. Покупать в России для иностранного инвестора стало дешевле. Конечно, есть риски. Но в целом, считаю, риски эти сегодня абсолютно оправданны.

— Покупать стало дешевле. Но что именно покупать?

— Если говорить о фондовом рынке, то российские акции сейчас крайне дешевы. С учетом соотношения цены и прибыли, покупая в расчете на перспективу, когда рынок пойдет вверх, через несколько лет можно рассчитывать на очень хороший доход. И это сулит огромные возможности в будущем.

— А помимо фондового рынка? Какие секторы российской экономики могли бы представлять интерес?

— С инвестиционной точки зрения в России сегодня имеют хороший потенциал сельское хозяйство, а также новые технологии.

— Что перспективнее – ввозить готовые товары или открывать производство в России?

— Это зависит и от сферы деятельности, и от риска, на который готова пойти компания. Если она рассчитывает на длительную перспективу и долгосрочный доход, есть смысл инвестировать в производство. Если компания не хочет рисковать и делает ставку на получение быстрой прибыли, ей выгоднее ввозить продукцию. Естественно, с политикой импортозамещения и удорожанием импорта возрастают возможности для компаний, готовых открывать свое или совместное производство с локализацией в России. Что мы сегодня и наблюдаем.

— В итоге, что бы вы посоветовали потенциальному инвестору: ждать, пока экономический шторм уляжется, или все-таки выходить в море?

— Никогда не знаешь, когда шторм уляжется... Рынок подешевел, и сейчас, может быть, для инвестора как раз лучшее время.

— Тогда поговорим о более конкретных вещах, о конкретных рисках, которые могут поджидать иностранного предпринимателя. Трудно сегодня иностранцу открыть бизнес в Москве?

— Я так не думаю. Надо только найти хороших местных партнеров, местных специалистов. В России много талантливых людей с высокой мотивацией, которые понимают и знают, что и как надо делать. Вы не сможете вести здесь бизнес, ориентируясь только на то, что написано в учебниках, или на то, как это делается в Германии или в Японии.

— Говорят, что российская бюрократия – чуть ли не самая большая проблема для бизнеса…

— Бюрократия есть везде. Кого-то могут сначала напугать, скажем, сложности с получением в России въездных рабочих виз. Да, это требует времени, но это не те сложности, которые препятствуют открытию бизнеса.

— Иностранцев традиционно пугают пресловутой российской коррупцией. Она действительно высока?

— Коррупция в России существует, как она существует на рынке любой другой страны. Но очень многие компании, в том числе американские, работают в России, избегая коррупционных схем. И работают успешно. Не думаю, что это большая проблема.

— Вы смотрите на вещи с рассудительностью опытного москвича. А как, кстати, американец стал москвичом?

— Я сам этого захотел. Поработав в Китае, решил попробовать что-то новое – и в экономическом смысле, и в культурном. Российский рынок показался очень интересным.

— Сложно было привыкать на новом месте?

— Каких-то особых трудностей не встретил. Тем более после Китая. Работа там была гораздо большим вызовом для меня: Россия в культурном плане все-таки ближе к моим родным Соединенным Штатам.

— А русским языком вы владеете?

— Нет. Могу, конечно, объясниться на бытовом уровне. А так в повседневной жизни вполне обхожусь английским. В Москве его многие знают.

— Чувствуете себя здесь спокойно, в безопасности?

— Абсолютно. Москва – очень безопасный город. Во всяком случае, гораздо безопаснее многих американских городов.

— Утверждают, что Москва – одна из самых дорогих столиц…

— После падения курса рубля уже нет. Аренда жилья, правда, дороговата. Особенно новых апартаментов.

— А по чему вы больше всего здесь скучаете?

— По свежим лобстерам. (Смеется.) И по баскетбольным матчам, которые можно смотреть по телевизору в баре.

— Если вернуться на восемь лет назад, повторили бы свой московский опыт?

— Вне всякого сомнения.

X
facebook

Дочитали? Спасибо Вам! Для этого мы и работаем. Нажмите "Нравится", чтобы читать журнал в Facebook

26.03.2016

Поделиться
Другие статьи из этой рубрики

Управляющий директор Radius Group американец Кристофер Ван Рит инвестирует в Москве не только в недвижимость.

Генеральный директор Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) в России Франк Шауфф прогнозирует рост иностранных инвестиций в Москву и другие регионы страны.

Директор франко-российского аналитического центра Observatoire Арно Дюбьен рассказывает о том, что сулит западным инвесторам Московская агломерация.

Управляющий партнер компании «Делойт» в СНГ англичанин Дэвид Оуэн рекомендует западным предпринимателям в Москве учитывать опыт британского фельдмаршала Монтгомери.

Президент Итало-российской торговой палаты Розарио Алессандрелло подсчитывает убытки от санкций, но сохраняет оптимизм.

Так считает швед Фредрик Свенссон, партнер юридической фирмы Mannheimer Swartling, работающей в столице России с 1990 года.

Вас может также заинтересовать

С доставкой на дом

Американец греческого происхождения Пол Софианос и его компания ProLogics осваивают российские просторы с помощью западных логистических технологий.

Барон на тракторе и с плугом

Они родились в разных странах, встретились в Африке, а бизнес организовали в России. Их крестьянско-фермерское хозяйство «Фон Дер Деккен»расположено в селе Калининское Гусевского района Калининградской области, почти на границе с Литвой. Здесь немецкий барон Тассило Фон Дер Деккен, фамилией которого хозяйство и названо, стал настоящим российским фермером. Он органично влился в калининградское сообщество сельхозпроизводителей. И хотя гражданства РФ у него нет, в его речи частенько проскальзывает: «у них там, на Западе» и «у нас в России»…

«Тихие места мне не по душе»

Голландец Питер Вуллингс обеспечивает москвичей потребительскими товарами такого качества, на которое они рассчитывают.

С молотка

Русское искусство всегда в цене, и этим умело воспользовался британец Уильям Макдугалл для создания успешного бизнеса.

Менталитет и шоколад

Несмотря на кризис и санкции, бельгиец Тьерри Пете открывает осенью в Москве свой первый шоколадный бутик.

Налоговая политика

Голландец Эрнстьян Рюттен помогает европейцам пробираться сквозь тернии российских законов.

 
Информация
Правовая информация
Правила цитирования
Журнал
BIGMOSCOW
Архив журнала
Другое
Баннеры
Business Investment Guide to Russia
BIGRUSSIA
e-Mail : magazine@bigrussia.org
© 2011—2023 BIGRUSSIA.ORG Все права защищены

Возрастное ограничение 12+
Журнал доступен в приложениях