После падения Берлинской стены владелец международной рекрутинговой компании Antal Энтони Гудвин решил активно продвигаться на Восток. Первый офис своей компании в Восточной Европе он открыл в Бухаресте (столица Румынии). А следом, в 1994 году, появился московский офис, который начал работу в самой обычной квартире, где стояла двухэтажная кровать: внизу были разложены материалы о клиентах, а наверху – о кандидатах на вакансии…
— Antal Russia быстро заняла лидирующие позиции в сфере подбора персонала среднего и высшего управленческих звеньев в России и других странах СНГ, – рассказывает Михаэль Гермерсхаузен. – Точной статистики нет, но за 20 лет с помощью нашей компании работу нашли более 10 000 человек. При этом за последние 12 лет лично я участвовал в процессе трудоустройства не менее 400 менеджеров…
Бизнес-стратегия господина Гудвина оказалась вполне успешной. И в 2008 году он выгодно продал московский офис Antal. Причем приобрести его тогда хотели сразу несколько компаний с мировым именем. Сегодня Antal Russia владеет крупный инвестиционный фонд Bregal Capital, который еще ни разу не пожалел о своем приобретении стоимостью в несколько десятков миллионов евро.
Помогать в России людям в поиске достойной работы, а компаниям в подборе хороших специалистов – вполне доходный бизнес. Поэтому из обычной квартиры Antal Russia давно перебралась в респектабельный офис в центре Москвы. А число сотрудников этой компании уже перевалило за сотню, и рассредоточены они на двух этажах.
Почему этот проект оказался успешным?
Во-первых, Antal Russia стала одной из первых международных компаний, пришедших на кадровый рынок России.
Во-вторых, она удержалась, когда в 1998 году в РФ грянул дефолт и многие из конкурентов ушли. Кризис 2008 года компания пережила уже легче. Более того, она открыла представительства на Украине и в Казахстане. Офис Antal Russia появился недавно и в Казани (столица Республики Татарстан в составе Российской Федерации), а в планах компании – прийти и в другие российские регионы.
Компания Antal Russia сотрудничает с партнерами во всем мире. И Михаэль считает, что работу в Москве можно сравнивать с работой пекинского офиса Antal. Открылись они практически одновременно, в них трудится примерно одинаковое количество сотрудников, и масштабы их работы сопоставимы. За год московский и пекинский офисы трудоустраивают около 800 менеджеров. К тому же менталитет российских и китайских соискателей, по мнению Михаэля Гермерсхаузена, в чем-то схож. Но существенно отличается от менталитета европейцев: последние более осторожны в выборе новой работы.
Повсеместное развитие интернета сделало рекрутмент быстрым и удобным. Подбирать кандидатов на вакантные должности можно десятками разных способов. А ведь когда-то сотрудники Antal Russia все делали только с помощью факса: получали резюме кандидата, отправляли его клиенту, вели бесконечные телефонные переговоры…
Изменился не только стиль работы сотрудников Antal Russia. Изменилась сама психология ведения бизнеса в России. Михаэль вспоминает рассказ одной кандидатки, которую в начале 2000-х он трудоустроил директором по персоналу в крупное совместное предприятие. Под конец года русский директор в роли Деда Мороза (российский эквивалент Санта-Клауса) принес в офис мешок подарков в виде денежных бонусов и поручил ей раздать запечатанные конверты. Все было настолько непрозрачно, что ее это шокировало. А когда все раздали, в мешке осталось $10 000, и никто не понял, чьи же они! Не меньшим шоком для иностранки стала просьба одного из сотрудников выплачивать ему зарплату не официально, а «в конверте». Оказалось, он не хотел платить алименты...
— Сегодня большинство крупных компаний в России работают прозрачно, платят налоги и не практикуют серых схем, – рассуждает Михаэль Гермерсхаузен. – Конверты, конечно, если где-то еще и есть, то в малом и среднем бизнесах.
Большая часть клиентов Antal Russia – солидные международные компании, которые приходят в Россию работать абсолютно прозрачно. Вопреки мнению, сложившемуся на Западе, процесс этот хоть и приторможен, но не свернут. Михаэль Гермерсхаузен уверен, что крупные мировые бренды никогда не покинут такой привлекательный рынок, каким является Россия и окружающее ее постсоветское пространство.
Так что с наступлением очередного кризиса Antal Russia даже персонал сокращать не пришлось. Потому что заказов по-прежнему хватает. Требуются специалисты самых разных категорий – от генерального директора до офис-менеджера. И почти 100 процентов из них россияне.
— Выбирать здесь уже есть из кого, – рассказывает Михаэль. – По нашей статистике, почти каждый третий россиянин сегодня находится в поиске более престижной и высокооплачиваемой работы.
Хотя господин Гермерсхаузен не скрывает, что поначалу им было трудно. Приходилось массово привлекать специалистов из других стран, поскольку был дефицит некоторых профессий. Поэтому в 1990-х годах в международных компаниях работало большое количество иностранцев. Но затем наступило время кадровой локализации, когда имеющиеся вакансии заполняются в основном россиянами.
Михаэль считает, что это естественно. Выросло качество профильного образования в российских вузах. Начинающие менеджеры закалились, приобрели опыт и теперь способны работать не хуже западных коллег. Местный менеджер все чаще оказывается эффективней приезжего. Ведь он более сведущ во многих тонкостях.
Михаэль родился в 1976 году в городе Бесков (Германия). В 1999-м окончил Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. В 2000-м получил степень бакалавра в области бизнеса Английского политехнического университета (Кембридж), а также стал дипломированным специалистом по экономике и управлению на предприятии в Высшей школе экономики (Берлин). Родной язык – немецкий, свободно говорит по-английски и по-русски, владеет французским.
Прежде чем заняться рекрутментом, работал в закупочном подразделении одной из крупных автомобильных корпораций. В 2003 году присоединился к компании Antal, где всего за два года прошел путь от консультанта по подбору персонала до руководителя направления. В течение шести лет Михаэль успешно подбирал менеджеров в различных отраслях для российских и иностранных компаний и в 2009 году стал генеральным директором Antal Russia. Кроме того, он председатель HR-комитета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России.
Немаловажный фактор – зарплатные ожидания. Михаэль рассказывает, что до 2008–2009 года толковых менеджеров со знанием иностранного языка и опытом работы среди российских соискателей не хватало. Поэтому они диктовали уровень зарплат. Да и сам уровень зарплат менеджеров высшего и среднего звена ежегодно рос на 7–15%. Кризис сломал эту тенденцию. Число претендентов на каждую вакансию увеличилось, и диктовать условия стали работодатели.
Михаэль приводит свежие данные исследования, проведенного Antal Russia: по итогам 2015 года рублевые зарплаты менеджеров высшего и среднего звена в России выросли на 6,5–7%. Это ниже уровня инфляции. Не говоря уже о резкой девальвации рубля. При этом проведенный Antal Russia опрос руководителей 200 российских и международных компаний, работающих в РФ, показал, что в 2016 году увеличение зарплаты в рублях у них будет примерно таким же. Это уже заложено в их бюджеты.
Из-за обвала курса рубля обороты большинства представленных в России международных компаний в 2015 году снизились. И новых рабочих мест в прошлом году было создано мало. Все это привело к оттоку из России западных менеджеров, получающих рублевые зарплаты: ведь на их родине они «похудели» вдвое.
В ушедшем году Antal Russia устроила на работу около 700 человек, и иностранцев среди них было не больше десяти. Так что эпоха экспатов (иностранных наемных работников) в России ушла.
Но Михаэлю хочется верить, что не безвозвратно. Кстати, тех иностранных специалистов, кто даже в ушедшем кризисном году приехал работать в Россию, по-прежнему привлекает 13-процентный подоходный налог. В той же Германии, по словам Михаэля, он получал бы на руки немногим больше 50% своей зарплаты. В России – 87%.
И это не единственный привлекательный фактор. Главное – это огромное окно возможностей, которое открывает Россия, где в отличие от Европы есть где развернуться, начав с нуля. Не случайно иностранцы так активно интересуются сегодня темой российского импортозамещения, особенно в сельском хозяйстве: в портфеле заказов Antal Russia все больше специалистов именно в этой области.
Поэтому сворачивать свой бизнес в России компания не намерена. В 2015 году число сотрудников Antal Russia даже выросло на 10%. Компания надеется прийти и в госсектор. Например, рекрутинговые компании в Австралии более половины своего оборота обеспечивают за счет поиска эффективных менеджеров для госструктур. В России запрещено подбирать чиновников с помощью рекрутинговых компаний, но Михаэль думает, что рано или поздно ситуация изменится. А рубль поднимется следом за ростом цен на нефть. Тогда вернется и время экспатов.
Себя же Михаэль называет «руспатом».
Руспаты, по его словам, это иностранцы, пустившие в России корни. Женившиеся здесь, родившие детей. И, как многие москвичи, уезжающие по выходным на дачу. Дача у Михаэля в 50 километрах от города, и он выращивает там овощи, фрукты, ягоды… А зимой он катается на лыжах. Этот сезон, кстати, он открыл на Эльбрусе. По пятницам же управляющий директор играет вместе со своими сотрудниками в хоккей на Патриарших прудах.
Москву Михаэль считает достаточно агрессивным городом. Он предпочел бы работать здесь, а вот жить – в более спокойном и интеллигентном Санкт-Петербурге, где прошла его студенческая молодость. Но он понимает, что так не получится. А потому старается находить маленькие радости и в бурлящей день и ночь российской столице. И замечает, что Москва в последнее время меняется. Например, на встречи с некоторыми клиентами он ездит не на машине, а на велосипеде. Говорит, что это очень удобно.