Поэтому три года назад он ехал в Москву с некоторым предубеждением. Он не верил жене, что Россия и россияне стали другими, что Москва – один из самых динамично развивающихся мегаполисов мира, в котором много экспатов, в том числе итальянцев. И к ним здесь довольно неплохо относятся.
Жену ждала в Москве блестящая карьера в компании, занимающейся информационными технологиями. А Пьеранджело захотел коренным образом поменять образ жизни. К тому времени он успел пожить в нескольких странах, среди которых Германия и Греция, и научился быстро адаптироваться к новым условиям. И решил посмотреть, на самом ли деле Москва так изменилась.
Россияне стали более открытыми, раскрепощенными. У них появился вкус к хорошей одежде и еде.
Оказалось, жена не обманула. Россияне действительно стали более открытыми, раскрепощенными. У них появился вкус к хорошей одежде и еде. И полтора года назад, после окончания очередного театрального сезона, Пьеранджело опять засобирался в Россию. На этот раз надолго.
– Но мы договорились: если мне здесь понравится – остаемся, если нет – возвращаемся в Италию или Грецию!
После этих слов не остается сомнений в том, кто же глава семьи. Но глава, считает Пьеранджело, вовсе не тот, кто все решает, а тот, кто зарабатывает, тот, кто кормит семью. И ему показалось, что в Москве перед ним открывается куда больше возможностей, чем в Западной Европе.
– Поначалу я здесь никого не знал, – вспоминает Пьеранджело. – И решил поискать в социальных сетях своих соотечественников. Выяснилось, что их очень много. Только в Facebook, в группе «Итальянцы в Москве», зарегистрировано 1300 человек. Я пообщался с ними и понял, что большинство работают в итальянских ресторанах – шеф-поварами, официантами, барменами.
Только в Facebook, в группе «Итальянцы в Москве», зарегистрировано 1300 человек. Я пообщался с ними и понял, что большинство работают в итальянских ресторанах.
Представьте: Пьеранджело – настоящий полиглот! Владеет шестью языками – итальянским, английским, немецким, французским, испанским, греческим. А вот русский дается ему трудней всего. Значит, и работать в Москве лучше со своими соотечественниками, теми, кто его понимает.
– Но чем я мог быть им полезен? – горячо восклицает итальянец. – Я даже пиццу готовить не умею!
Вскоре Пьеранджело вышел на компанию Italia Mia, поставляющую в Россию итальянские продукты. И стал в ней коммерческим директором. Работа пусть и не такая творческая, как у хореографа, но не менее интересная.
– Мы занимаемся дистрибуцией и напрямую работаем с поставщиками из Италии, – рассказывает Пьеранджело. – У нас собственный склад в подмосковных Мытищах, магазин в Москве. Мы поставляем продукцию в супермаркеты и рестораны.
Начавшая работу в 2011 году, объявленном Годом дружбы и культурного взаимодействия Италии и России, компания Italia Mia поставляет на российский рынок широкий ассортимент традиционных итальянских продуктов: мясные и колбасные изделия, сыры, оливковые масла, уксус, овощные и рыбные консервы, грибы, макаронные изделия, кофе и многие другие товары. Компания представляет таких производителей, как Antimo Caputo, Casar, Mordenti, Giuseppe Calvi, Olieficio Ranieri, Flott, Masserie, Serbosco, Verrigni, Varvello, Montalbano, Caseificio Albiero.
Владельцы Italia Mia – русская семья. Компания очень молодая и немногочисленная. Шесть человек работают в офисе, столько же – на торговых точках, плюс трое водителей-экспедиторов. Все россияне. Коммерческий директор в «Италия Мия» – единственный итальянец.
90% продукции со склада в итальянской Вероне везут в Россию на трейлерах. Italia Mia пользуется услугами одной транспортной компании, с которой заключен долгосрочный контракт. В среднем на это уходит 3-4 дня, все зависит от скорости прохождения таможни. Пьеранджело подчеркивает, что из Италии их грузовики всегда отправляются с полным комплектом документов.
– Но каким-то странным образом проблемы на таможне всегда возникают, – недоумевает наш собеседник.
Развивать эту тему он не собирается, однако дает тот же самый совет, который не раз приходилось слышать от бизнесменов, работающих в России.
– Здесь вам понадобится русский партнер. Иначе просто погорите.
10% итальянских товаров доставляется самолетами. В основном это скоропортящаяся продукция – например, сыр моцарелла. Удовольствие дорогое, но деваться некуда. У той же моцареллы срок годности не больше 10 дней. И если четыре из них затратить на транспортировку…
А вот, скажем, рис можно отправлять и морем. Он идет целый месяц через Петербург.
Доля импортного продовольствия в Москве в последнее время растет. По мясу она превышает 55%, по маслу – 50%, по рыбе – 30%. По оценкам специалистов, со снижением пошлин в связи со вступлением России в ВТО пропорция в пользу импортного продовольствия будет только увеличиваться.
Пьеранджело не берется сказать, какова здесь доля итальянских продуктов. И только по той причине, что серьезную конкуренцию оригинальным и качественным продуктам из Италии, которые можно купить и в Москве, в других городах России, составляют подделки под них.
– Люди поняли, что на итальянском продовольствии можно сделать хороший бизнес. На упаковке написано все по-итальянски, но этот продукт не из Италии. В России под видом «итальянских» продаются всевозможные сыры из Румынии, например, тот же «Пармезан». То же самое с колбасными изделиями. Их, как правило, везут из Венгрии и других восточноевропейских стран. Там оплата труда не столь высока, и все дешевле. Но ничего общего с настоящей итальянской продукцией это не имеет.
Только вот покупатели об этом обычно не подозревают. По словам Пьеранджело, в Москве лишь считанные компании поставляют итальянское продовольствие высокого качества. Все остальное – гораздо ниже рангом. Но распознать подделку на вкус способен лишь настоящий итальянец.
В России под видом «итальянских» продаются всевозможные сыры из Румынии, например, тот же «Пармезан». То же самое с колбасными изделиями.
– Оригинальные продукты проходят необходимые тесты, контроль за их качеством, соблюдением санитарных норм в Италии очень жесткий, – говорит Пьеранджело. – Мы можем гарантировать, что они полезны для здоровья. А что могут гарантировать те, кто в каком-нибудь румынском подвале делает «итальянский» сыр из… сухого молока?
Низкокачественные товары – главная проблема в бизнесе компании Italia Mia. Российский потребитель недостаточно осведомлен. Зачастую в Москве думают, что если импортный товар продается в приличном супермаркете, то он не может быть подделкой. Пьеранджело считает, что было бы полезно устраивать специальные мастер-классы для потребителей и обзоры по продукции непосредственно в супермаркетах.
Оригинальная продукция представлена сегодня в основном в магазинах премиум-класса – «Бахетле», «Глобус Гурмэ», «Азбука вкуса». Клиенты ценят их за качество, и подделки там, как правило, не встретишь. Не встретишь их и в лучших итальянских ресторанах Москвы, с которыми работает Italia Mia.
– Шеф-повары там прошли соответствующее обучение, они знают, как отличить настоящий итальянский продукт, – объясняет Пьеранджело. – К тому же мы всегда прикладываем к нашей продукции сертификаты, подтверждающие, что она прошла все этапы контроля качества.
Завоевать сетевые магазины эконом-класса итальянцам пока не удается. Во-первых, слишком высока цена за «входной билет». А во-вторых, такие магазины ориентируются на определенную ценовую категорию. Однако настоящая итальянская продукция, сделанная вручную или на каком-то уникальном оборудовании, в принципе не может принадлежать этой категории. К тому же на цене не могут не сказываться таможенные и транспортные расходы. То, что в Италии стоит, скажем, 10 евро, в Москве продается уже за 25–30. Цена возрастает сразу в два-три раза. И не только из-за того что дорог перевоз. Например, по российским правилам надо приобретать сертификат на каждый вид знаменитой итальянской пасты – а видов этих десятки! Тесто, упаковка одни и те же, но в одном случае макароны длинные и тонкие, а в другом – в форме каких-то фигурок. И в каждом случае требуют отдельный сертификат! То же самое касается, допустим, салями. Сколько у этой колбасы производителей, столько приходится покупать и сертификатов.
Именно сертификация вздувает цены. Здесь пока даже вступление России в ВТО не помогло. Вот и получается, что многим москвичам такая продукция кажется дороговатой. К тому же не все понимают, в чем ее отличие от масс-брендов, которыми завалены столичные супермаркеты.
То, что в Италии стоит, скажем, 10 евро, в Москве продается уже за 25–30. Цена возрастает сразу в два-три раза.
– Например, паста для русского человека – это просто макароны, спагетти! – улыбается Пьеранджело. – И зачастую москвичу без разницы, где они сделаны. Особенно когда полки ломятся от всевозможной импортной и отечественной продукции. При таком огромном выборе человек просто теряется.
Но среди москвичей становится все больше ценителей «настоящего итальянского». Многие совершают туристические поездки по Италии и, вернувшись домой, снова хотят вкусить «солнышко из Сардинии», доставленное в Москву поставщиками Italia Mia. Они уже не позволят себе плеснуть в фирменный салат вместо оливкового масла подсолнечное.
Пьеранджело считает это и своей заслугой. Привить россиянам вкус к гастрономической культуре Италии – стратегическая задача компании. Чем лучше в России разбираются в том, где и какой итальянский продукт должен применяться, тем стабильней на него спрос.
Поставки стабильно растут. В среднем на 15–20% в год. Москвичи все чаще предпочитают ужинать и общаться друг с другом вне дома.
– А хорошие итальянские рестораны – это визитная карточка нашей продукции! – утверждает Пьеранджело.
Компания Italia Mia действует теперь не только в Москве. Продукция поставляется в Уфу, Новосибирск, другие города. Но этим занимаются в основном русские партнеры Пьеранджело. Ему хватает забот и со своими соотечественниками. Их, кстати, все больше и в социальных сетях, и просто на улицах. Итальянцев тревожит непростая экономическая ситуация на родине и манит Россия. И среди них немало тех, кто уже достиг здесь определенных бизнес-высот. Пьеранджело даже слегка побаивается возможных конкурентов.
– Лучше, чтобы кризис в Италии прошел, и мои соотечественники оставались там! – восклицает он.
Пьеранджело и сам со временем намерен вернуться домой. В Москве ему очень не хватает хорошей погоды и теплого моря. Но у них с женой скоро должен родиться первенец. И глава семьи понимает, что обеспечить его будущее сегодня проще здесь, в России.
Пусть никто не думает, что это легко, что деньги здесь под ногами валяются. Чтобы стать поставщиком высококлассных ресторанов и супермаркетов, нужен очень качественный продукт и конкурентоспособная цена.
– Но пусть никто не думает, что это легко, что деньги здесь под ногами валяются, – подчеркивает Пьеранджело. – Чтобы стать поставщиком высококлассных ресторанов и супермаркетов, нужен очень качественный продукт и конкурентоспособная цена. Нам приходилось очень жестко конкурировать с другими поставщиками, которые стучались в те же двери. Но, как видите, кое-что у нас получилось.
Пьеранджело мечтает сам когда-нибудь открыть в Москве итальянский ресторан. Он уверен, что выдержит конкуренцию. Ведь ему только 38. И дважды в неделю он ходит школу. Учить русский.