Российское кино сегодня переживает второе рождение. Местные и зарубежные аналитики отмечают рост количества снимаемых кинолент и сборов от их проката. По данным Европейской аудиовизуальной обсерватории, Россия сегодня уверенно удерживается в первой десятке рейтинга стран Европы по кинопосещаемости, а в мировом рейтинге, по данным IHS, – по кассовым сборам.
В России исторически сложилось, что процесс кинопроизводства во многом зависит от активного участия в нем государства. И государство поддерживает производителей кино. Но если совсем исключить госдотации, неизвестно – выживет российское кино или нет. Господдержку оказывают лучшим продюсерам. И если деньги есть, то получаются мощные проекты, у которых есть все шансы быть прибыльными. Но за рубежом российское кино смотрят крайне мало. Наши картины продают на 3% территорий, дающих мировые сборы, а например, американское – на более чем 80%. И это на самом деле не повод для уныния, а показатель реальной перспективности и вектора роста киноиндустрии России.
Сегодня российские кинопроизводители считают, что перед ними стоит важная задача – интегрироваться в мировой кинематограф. Один из путей – совместное производство и привлечение к работе зарубежных инвесторов. Как это делает, например, французский режиссер, сценарист и продюсер Люк Бессон. Он живет во Франции, но использует в своей работе не только французские деньги. В его фильмы инвестируют многие европейские бизнесмены, американцы. И он реализует проекты, которые затем продают везде. Да и американский Голливуд в основном успешен потому, что там есть финансы и американские, и немецкие, и французские, и индонезийские, и китайские…
Отсюда задача российского кино – заниматься международными проектами, привлекая иностранные инвестиции, делать фильмы, которые будут смотреть во всем мире. И мы в России прекрасно понимаем, что именно стоит делать вместе с зарубежными партнерами.
Во-первых, снимать кино жанровое, пользующееся спросом.
Во-вторых – на английском языке.
В-третьих – с мировыми звездами в главных ролях.
По этому пути и идет российская киноиндустрия. И уже есть серьезные подвижки. Например, активно работает, ориентируясь и на западного зрителя, российский кинорежиссер, сценарист, продюсер, клипмейкер Тимур Бекмамбетов. Стоит рассказать про два последних его фильма. Первый – громкий десктоп-триллер «Убрать из друзей» (англ. Unfriended) – был снят с режиссером Лео Габриадзе; производственный бюджет фильма составил 1 миллион долларов США, а в прокате он собрал более 50 миллионов. Второй – фантастический боевик «Хардкор». Эту картину на международном фестивале в Торонто продали за сумму, значительно перекрывшую затраты. Но пока это разовые истории.
А инвестировать в киноиндустрию России выгодно. Хотя бы потому, что курс доллара поднялся. Поэтому комфортнее и менее затратно снимать кино в России. И прежде всего, в столичном регионе, где исторически возникли и работают многочисленные киностудии. Чем-чем, а ресурсами для перспективных инвестиций в кинобизнес Россия по-настоящему богата.
Как это происходит? Так же, наверное, как и во всем мире: я – инвестор, хочу вложиться в кино. Приходит ко мне режиссер, говорит: «Дайте денег, встретимся в Каннах на красной дорожке». Чаще всего это вопрос доверия.
Конечно, желающий инвестировать в кинопроизводство в России может идти разными путями. Если речь о том, что кому-то хочется вложиться непосредственно в создание кинофильма, то можно продюсировать картину самостоятельно – тогда речь пойдет о цифре в районе полутора, двух с половиной или трех миллионов долларов (мы говорим о прокатном кино). А то и еще большей.
Но я бы посоветовал представителям малого и среднего бизнеса стать соинвестором проекта. Для этого нужно выбрать компанию, которая занимается производством кинофильмов. Это либо так называемые мейджоры, которые получают упомянутые выше деньги из бюджета Российского фонда кино (профессиональные кинокомпании, знающие, что делают), – и здесь цифры, по моему опыту, будут от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов. Другой путь – найти независимую кинокомпанию, которая занимается кинопроизводством, и тоже стать соинвестором.
Как нужно отбирать компании? Прежде всего, по фильмам, которые они уже производили. По их финансовым результатам. По именам режиссеров и подбору актерского состава.
Но в любом случае важно знать, что вложения в кино – дело непростое. Необходимо понимать, куда вы инвестируете, зачем вам это нужно, и осознавать риски. И конечно же, любить кино.
Еще надо сказать, что собственно съемки (большая и важная работа) – далеко не все. Киноиндустрия – это и мастерские, и прачечные, и кинотеатры, и рестораны, и всевозможный прокат. Все это как раз сейчас и строят в России. И это тоже точки приложения сил потенциальных инвесторов.
Очень перспективным мне лично кажется дело, связанное с так называемым сервисом для кинопроизводства. Здесь бы я отметил явную нехватку качественных предложений в сфере предоставления (аренды) автомобилей для киносъемок. Речь идет о трейлерах-вагончиках для актеров. Снимая кино, я понял, что их сегодня мало в России. Но они пользуются спросом у всех кинопроизводителей. А уровень того, что у нас имеется, все-таки низкий. Потому что хозяевам этих автомобилей просто некогда привести их в порядок – они постоянно в работе. То есть эта ниша в России пока не занята. А вложения здесь могут быть посильны для малого и среднего бизнеса – сто, двести, четыреста тысяч долларов. И они достаточно быстро окупаются и приносят доход.
Еще в России… маловато кинотеатров. И их география весьма своеобразна. В Казани (столица Республики Татарстан), например, на душу населения сегодня больше кинозалов, чем в Москве. А немало городов с населением в 50 тысяч человек – по всей стране и даже в столичном регионе – не имеют ни одного кинотеатра (!). Но люди там готовы ходить в кино. Это тоже точка приложения сил для вероятных инвесторов. По моим подсчетам, только в Москве должно быть вдвое больше кинозалов. А это колоссальный рынок! И тут нельзя не вспомнить, что в России очень короткий прокат, в среднем он длится две недели, в то время как в Америке – 20–30 дней. Это отчасти связано и с недостатком кинотеатров. Но надо понимать, что в России в эту сферу можно войти только с очень большими деньгами – десятками миллионов долларов. Это уже большой бизнес. И он достаточно сильно поделен.
О каких еще трудностях и проблемах нашего бизнеса стоит знать потенциальным зарубежным партнерам? Например, в России не хватает кадров среднего звена в индустрии кино. Недостаточно еще толковых вторых режиссеров и реквизиторов. С актерами ситуация получше. Ведь актерская школа у нас традиционно очень сильна.
И напоследок стоит, видимо, коснуться еще одной грани киноиндустрии в России – поставок кинооборудования. Этот бизнес у нас, скажем так, непростой. Работающие здесь покупают камеры, свет и сдают оборудование в аренду. Но закупают они его за валюту, а сдают – в рублях. С учетом кризиса и курса валют им пока не позавидуешь.
В целом же мы с оптимизмом смотрим в будущее. Кстати, 2016 год в России объявили Годом кино. Значит, кинопроизводство у нас станет более привлекательным для инвесторов.