Business Investment Guide to Russia
Войти | Зарегистрироваться  | 
en de 中文
BIGRUSSIA
 
 

Журнал

Бизнес-клуб

Новости
BigRussia.org  Истории успеха иностранного малого и среднего бизнеса в России
О нас Архив Календарь
Рубрики журнала
  • Персона
  • Личный опыт
  • На работу в Россию
  • Торговать с Россией
  • Стартап и венчур
  • Тенденции
  • Консультации
  • Моделируем ситуацию
  • Выставки
  • Деловые центры России
  • Жизнь в России

Самые читаемые
  • Долгоиграющий тренд Управляющий партнер венчурного фонда Ventech француз Ален Каффи поддерживает долгосрочные российские проекты, потому что смотрит в будущее с оптимизмом.
  • Здесь любят Италию Итальянец Фабрицио Грилло учит москвичей своему родному языку и сам уже прекрасно понимает русских.
  • Хостел, который построил Джеймс Правила ведения бизнеса в России от англичанина Джеймса Скиннера.




Популярное за неделю
  • Долгоиграющий тренд Управляющий партнер венчурного фонда Ventech француз Ален Каффи поддерживает долгосрочные российские проекты, потому что смотрит в будущее с оптимизмом.
  • Здесь любят Италию Итальянец Фабрицио Грилло учит москвичей своему родному языку и сам уже прекрасно понимает русских.
  • Хостел, который построил Джеймс Правила ведения бизнеса в России от англичанина Джеймса Скиннера.
  • В России найдется дело всем! Так считает финансист Зейн Адам, удостоенный Золотого аттестата Ассоциации российских банков.
  • Сын – за отцом Как американец Грегори Озтемел нашел свою медицинскую нишу в Москве.
  • Машина времени Сетаро Ямамото Семейный стартап «МирВрача» бывшего японского дипломата и его русской жены уже привлек $1,4 млн инвестиций.
  • BIGMOSCOW 10-12.2015
  •  / 
  • Персона


Не надо нагнетать страсти!
Глава Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс считает, что иностранному инвестору и сегодня хватает мотиваций, чтобы открыть бизнес в Москве или другом регионе России.
Текст  Николай Мирошник  | Фото  Франческо Россини

Свой первый мостик в развитии двусторонних связей Михаэль Хармс построил еще в период горбачевской перестройки, когда приехал из Берлина в Москву учиться на востоковеда. И вот уже восемь лет, возглавляя Российско-германскую внешнеторговую палату, он со своими коллегами наводит новые и поддерживает в рабочем состоянии уже существующие мосты, прочно соединяющие экономики России и Германии.

— Господин Хармс, сначала, если позволите, уточняющий вопрос: вы, помимо всего прочего, занимаете пост спикера всемирной сети внешнеторговых палат Германии. Что подразумевает эта должность?

— Поддержка немецкого бизнеса за рубежом осуществляется через сеть двухсторонних внешнеторговых палат. Сегодня она охватывает 90 стран. Эта сеть – самоуправляемая и саморегулируемая. В каждом регионе мира действующие там палаты выбирают своего спикера – официального представителя, который от их имени обсуждает и решает вопросы, связанные со спецификой работы там немецких компаний.

— Обсуждает с кем?

— С властными структурами, бизнес-объединениями и другими организациями Германии. Так вот, региональные представители в свою очередь выбирают одного спикера, которому делегируют полномочия выступать от имени всех зарубежных ВТП, представляя их интересы в Германии.

— То есть, скажем, с госпожой Ангелой Меркель имеете право обсуждать общие проблемы внешнеторговых палат только вы?

О Михаэле Хармсе

Михаэль Хармс. Родился в 1964 году в Дрездене. В 1991 году окончил Московский государственный институт международных отношений, затем – Свободный университет Берлина. Профессиональную деятельность начал в компании Philips Medical Systems в качестве менеджера по продажам в Гамбурге и Москве. Работал в Бюро по кооперации немецкой экономики в Берлине, в 2000 году вошел в состав правления Восточного комитета немецкой экономики. В 2001-2003 годах был исполнительным секретарем Консультативного совета по предпринимательской деятельности в рамках Стабилизационного пакта для Юго-Восточной Европы в Брюсселе. С 2007 года – глава Представительства немецкой экономики в РФ и председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты. С 2012 года является также спикером всемирной сети внешнеторговых палат Германии.

— Это, наверное, слишком категорично. Но, например, с нашим министром экономики, когда возникают вопросы, касающиеся деятельности сети ВТП, имею дело именно я.

— У Российско-германской палаты сегодня 848 членов – немецких и российских. Кого больше?

— Семьдесят процентов членов палаты – немецкие фирмы, примерно 20 процентов – российские и 10 процентов – компании из других стран. Хотя это весьма условное разделение: многие компании с немецким капиталом, работающие в России, зарегистрированы, например, как российские юридические лица.
 
 Семьдесят процентов членов Российско-германской ВТП – немецкие фирмы, примерно 20 процентов – российские и 10 процентов – из других стран.
— Какова динамика членской базы: она в последнее время растет или сокращается?
 
— Мы хорошо росли в последние годы. Сейчас же, думаю, произойдет некоторое её сокращение. И не столько за счет фирм, которые уходят с российского рынка – такие есть, но их совсем немного. Более 90 процентов наших членов – представители малого и среднего бизнеса. А им сейчас приходится считать каждую копейку. И кое-кто из них прямо говорит: «Извините, мы ценим вашу работу, но вынуждены экономить на всем, в том числе и на членских взносах».

— А сколько всего немецких компаний работает сегодня в России?

— Шесть тысяч. Здесь всё: немецкие фирмы, фирмы с участием немецкого капитала, российские филиалы немецких компаний, их представительства.

— Многие из них обосновались в Москве?

— Москва абсолютно лидирует: в столице их более трех тысяч. Ещё примерно 760 – в Санкт-Петербурге, остальные расположились в других регионах.

— Вы впервые приехали в Москву еще во времена перестройки. Фактически наблюдали все периоды становления современной российской экономики. Как вы считаете, сегодня самый сложный период для германского бизнеса в России или бывали и сложнее?

— Бывали и сложнее. Скажем, в девяностые бизнесу было намного тяжелее. Ведь если абстрагироваться от политики, нынешние трудности – это обычный конъюнктурный кризис, связанный, в частности, с падением цен на нефть и другие ресурсы. Кризис, который в другой ситуации люди спокойно бы пережили. Мы как раз считаем и всегда говорим, что в последние годы условия ведения бизнеса в России значительно улучшились. И немецкие товары здесь ценятся, и связи у нас очень тесные, много совместных проектов. Конечно, политика сейчас нам очень мешает, вносит неопределенность и неуверенность.

— По данным Федерального статистического ведомства Германии, товарооборот России и Германии снизился по итогам 2014 года на 11,7 процента. Это всё из-за санкций?

О Российско-германской внешнеторговой палате

Решение о создании Российско-германской внешнеторговой палаты было принято в апреле 2006 года в ходе российско-германских межгосударственных консультаций на высшем уровне в соответствии с договоренностью Президента Российской Федерации В.В.Путина и канцлера ФРГ А.Меркель. 5 декабря 2007 года Союз немецкой экономики в РФ по решению собрания членов Союза был преобразован в двухстороннюю Российско-германскую внешнеторговую палату (ВТП, Deutsch-Russische Auslandshandelskammer, AHK). Официальное открытие палаты состоялось в Москве 14 декабря 2007 года.
Членами Российско-германской ВТП могут стать все немецкие компании, заинтересованные в налаживании тесных экономических связей с Россией, а также все желающие российские фирмы, ищущие выход на немецкий рынок. В настоящий момент членами Российско-германской ВТП являются 848 компаний, более 90% которых относятся к малому и среднему бизнесу. Палата финансируется за счет членских взносов.
Российско-германская внешнеторговая палата призвана помогать немецким компаниям, прежде всего малому и среднему бизнесу, открывать представительства в России, налаживать отношения с администрацией, способствовать установлению деловых контактов между российскими и немецкими компаниями, содействовать продвижению новых проектов.
ВТП предлагает фирмам услуги по исследованию рынка и сопровождению на стадии выхода на рынки обеих стран, поиску деловых партнеров, персонала и территорий для развития бизнеса и поддержки в деле основания новой фирмы, а также курсы повышения квалификации. Ежегодно палата проводит более 100 различных мероприятий с участием своих членов. Ведется работа в рамках организованных палатой отраслевых комитетов и рабочих групп.
Различные услуги на коммерческой основе (правовая поддержка, организация конференций, поездок и т.п.) предоставляются ВТП через местные отделения её дочерней структуры DEInternational, работающей сегодня в 80 странах. В Москве эту структуру представляет основанный в 2004 году «Центр информации немецкой экономики». 

— Я так не считаю. По нашим оценкам, если взять за 100 процентов воздействие на наши экономические отношения всех факторов, то санкции займут не более 20 процентов. Основные причины – падение цен на нефть, падение международной конъюнктуры, девальвация рубля. Ну и, конечно, общая геополитическая неопределенность.

— В чисто моральном плане климат в Москве и в регионах в отношении палаты, ваших компаний как-то в последнее время изменился?

— Тут я жаловаться никак не могу… Российские власти относятся к нам очень позитивно. Ценят и нас, и немецкий бизнес. Стараются политику как-то из наших взаимоотношений исключить. Такова и наша позиция. Поэтому у нас продолжается прекрасный диалог и с московскими властями, и с региональными, и с федеральными. Все понимают значение иностранных инвестиций для создания рабочих мест, для развития технологий, с точки зрения сбора налогов.

Вопрос скорее не в отношении, а в том, что реально делается для улучшения инвестиционного климата. Сравнивать Москву с остальными регионами, наверное, не совсем правильно. А вот среди самих этих регионов выделить лидеров можно. Это Калуга, Ульяновская область, Татарстан. Там больше всего заботятся об инвесторах, создали свои корпорации развития, индустриальные парки, работают по принципу «одного окна».

— Пару лет назад, рассуждая об инвестиционном климате в России, вы говорили в интервью: «Самое главное в России – это неопределенность. Нужно, чтобы было четкое регулирование, чтобы предприниматели знали, что утвержденная норма действует 10 лет, например. Чтобы инвесторы смогли адаптироваться и построить стратегию». Как вы оцениваете ситуацию сегодня? Опять-таки, абстрагируясь от политики…

Ситуация однозначно улучшилась. Глубина правового регулирования выросла.

— Ситуация однозначно улучшилась. Глубина правового регулирования выросла. Это показывают и рейтинги, в том числе международные, и наша собственная практика. Проблемы, конечно, еще есть. Но я уже почти восемь лет подряд работаю в России и могу утверждать: прогресс очень заметен.

— Насколько сегодня сложно западному бизнесмену открыть свой малый или средний бизнес в Москве?

5 советов от Михаэля Хармса.

1. Знакомьтесь со страной.
Не надо думать, что работа в Германии и в России – это одно и то же, в каждой стране – своя специфика.
2. Установите с партнерами личные отношения.
В России хорошие отношения с людьми, с которыми работаешь, играют очень важную роль.
3. Становитесь членом Российско-германской ВТП.
Опыт, уже накопленный другими вашими коллегами, может быть весьма вам полезен.
4. Изучайте российский рынок.
Читать обзоры и экспертные оценки – мало. Чтобы понять процессы, надо их видеть своими глазами.
5. Приходите сюда надолго.
Больших результатов быстро не достигнешь. Надо набраться терпения.

— Совсем несложно.

— Хорошо, поставлю вопрос по-другому. Какие сложности ждут в России немецкого предпринимателя?

— Прежде всего хочу сказать: проблемы для иностранного бизнеса в России, которые сегодня часто расписывают на Западе, мягко говоря, сильно преувеличены. Не надо нагнетать страсти! Это не только мое мнение: я встречаюсь с различными экспертами, хорошо знающими мировые рынки. То есть, если мы возьмем для сравнения, скажем, Голландию, то в России ситуация представляется похуже. Но если посмотреть на страны БРИКС – Бразилию, Индию или Китай, то по сравнению с ними Россия выглядит очень даже неплохо. Открыть бизнес, развивать его, работать – и работать без коррупции – здесь вполне возможно, большинство наших предпринимателей так и работают.

Самое главное – найти рынок, свою нишу, предложить правильный продукт, найти своего клиента. Убедить его, что ты надежный партнер. Что да, немецкие товары дороже, но они – лучше. Для этого требуется время, умение. Но всё это чисто рыночные сложности. А открыть фирму, получить поддержку в регионе – всё это сегодня уже нетрудно.

— А чем сегодня привлекает западного инвестора российский рынок, в чем его главные преимущества?

В последние годы условия ведения бизнеса в России значительно улучшились.

— Главное преимущество в том, что Россия – большой стратегический рынок, и до самого последнего времени это был рынок растущий. Один из немногих растущих рынков в мире. Пока никто точно не скажет, но, думаю, через некоторое время – год или два – рынок вернется к росту.

Кроме того, сегодня очень дешевый рубль. Из еврозоны экспортировать в Россию тяжело, товары стали дорогими. Но зато можно дешево купить здесь какую-то компанию, участок под предприятие и, если у вас есть российские комплектующие, достаточно дешево производить. Что дает западному производителю ещё и возможность поставить на свою продукцию маркировку «сделано в России». В условиях стратегии на импортозамещение это очень важно. На мой взгляд, это два самых серьезных стимула для инвестора, который планирует сегодня вкладывать деньги в России.

— И такая мотивация действует? Есть немецкие фирмы, которые готовы сейчас открывать производство в России?

— Не хочу называть конкретные компании, поскольку окончательных решений еще не принято. Но проекты, по которым идет серьезная работа, есть. Их не так много, как было раньше, но они есть. И прорабатываются они как раз с учетом упомянутых мной стимулов.

— Но можете привести пример немецкого инвестора, который уже вложился в подобный проект?

— В конце сентября в Ульяновске пускают в эксплуатацию завод по производству высокоточных металлорежущих станков, построенный немецкой компанией DMG-Mori Seiki. Это первая действительно большая инвестиция в машиностроительную отрасль. Десятки миллионов евро.

— То есть, кризис кризисом, но вы всё же не советуете предпринимателям, приходящим в палату, пережидать, пока шторма закончатся и в экономике наступит солнечная погода?

Вложитесь и локализуйте производство здесь.

— Ну, если бы, предположим, сейчас ко мне пришла компания с идеей открыть в России большое автосборочное производство, я бы, наверное, сказал: господа, автомобильный рынок упал наполовину, вы должны очень серьезно подумать и пять раз всё просчитать.

А когда приходит фирма и рассказывает, что она очень неплохо продавала свое оборудование, скажем, предприятиям российского нефтегазового комплекса, но теперь оно резко вздорожало, клиенты посматривают в сторону отечественного производителя… Так вложитесь и локализуйте производство здесь! Уверен, политика импортозамещения – это всерьез и надолго. И с точки зрения российского руководства политика совершенно правильная: любая страна хочет увеличить собственное производство. А посему, если вам это выгодно экономически, есть полный смысл локализоваться.

X
facebook

Дочитали? Спасибо Вам! Для этого мы и работаем. Нажмите "Нравится", чтобы читать журнал в Facebook

30.10.2015

Поделиться
Другие статьи из этой рубрики

Управляющий директор Radius Group американец Кристофер Ван Рит инвестирует в Москве не только в недвижимость.

Генеральный директор Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) в России Франк Шауфф прогнозирует рост иностранных инвестиций в Москву и другие регионы страны.

Директор франко-российского аналитического центра Observatoire Арно Дюбьен рассказывает о том, что сулит западным инвесторам Московская агломерация.

Управляющий партнер компании «Делойт» в СНГ англичанин Дэвид Оуэн рекомендует западным предпринимателям в Москве учитывать опыт британского фельдмаршала Монтгомери.

Президент Итало-российской торговой палаты Розарио Алессандрелло подсчитывает убытки от санкций, но сохраняет оптимизм.

Так считает швед Фредрик Свенссон, партнер юридической фирмы Mannheimer Swartling, работающей в столице России с 1990 года.

Вас может также заинтересовать

С доставкой на дом

Американец греческого происхождения Пол Софианос и его компания ProLogics осваивают российские просторы с помощью западных логистических технологий.

Барон на тракторе и с плугом

Они родились в разных странах, встретились в Африке, а бизнес организовали в России. Их крестьянско-фермерское хозяйство «Фон Дер Деккен»расположено в селе Калининское Гусевского района Калининградской области, почти на границе с Литвой. Здесь немецкий барон Тассило Фон Дер Деккен, фамилией которого хозяйство и названо, стал настоящим российским фермером. Он органично влился в калининградское сообщество сельхозпроизводителей. И хотя гражданства РФ у него нет, в его речи частенько проскальзывает: «у них там, на Западе» и «у нас в России»…

«Тихие места мне не по душе»

Голландец Питер Вуллингс обеспечивает москвичей потребительскими товарами такого качества, на которое они рассчитывают.

С молотка

Русское искусство всегда в цене, и этим умело воспользовался британец Уильям Макдугалл для создания успешного бизнеса.

Менталитет и шоколад

Несмотря на кризис и санкции, бельгиец Тьерри Пете открывает осенью в Москве свой первый шоколадный бутик.

Налоговая политика

Голландец Эрнстьян Рюттен помогает европейцам пробираться сквозь тернии российских законов.

 
Информация
Правовая информация
Правила цитирования
Журнал
BIGMOSCOW
Архив журнала
Другое
Баннеры
Business Investment Guide to Russia
BIGRUSSIA
e-Mail : magazine@bigrussia.org
© 2011—2023 BIGRUSSIA.ORG Все права защищены

Возрастное ограничение 12+
Журнал доступен в приложениях